Ту би Шват — Человек подобен растению
Б-г поместил человека в Эдемский сад и дал ему повеление возделывать и хранить его, а только после этого, он мог вкушать плоды, плоды своего труда.
«Посмотри какое имеет значение труд! Человеку не было разрешено даже попробовать что-нибудь, пока он не начал работать. Только после того, как Всевышний дал приказ возделывать и охранять сад, человеку было позволено есть плоды.» Авот де раби Натан.
Так Всевышний помещает человека в определенное место, на этой земле, то место которое есть для этого человека Эдемским садом. А Эдемский сад для человека – это место явленного и раскрытого присутствия Всевышнего. Но человек помещается в то место не просто чтобы там жить и удовлетворять свои эгоистические потребности, он помещается с определенной целью, с целью чтобы, во-первых, возделывать, а во-вторых хранить всё то, что есть в том месте, духовное и физическое.
Что значит возделывать – это значит созидать, строить, это значит совершать священнодействие, это значит раскрывать всё больше и больше присутствие Всевышнего в той земле, куда был поставлен человек.
С физической точки зрения возделывать – это совершать служение Всевышнему и людям. Что значит хранить – это значит хранить то, что достигнуто уже, и то, что будет достигнуто в будущем, в первую очередь духовное, во вторую физическое. Хранить – это значит сохранять место, где происходит раскрытие явного присутствия Всевышнего, от греха и беззакония, потому что свет и тьма несовместимы. Это можно сопоставить с горением огня, где необходимо постоянно поддерживать его горение добавлением дров, что символизирует возделывание сада. Также необходимо укрывать его от ветра и дождя и так далее, чтобы он не погас, что символизирует понятие хранить. Так и человек посаженный в определённом месте, помещается с целью возделывать и хранить это место, а не уничтожать его и разрушать.
Люди должны осознать всю глубину той ответственности, которую Всевышний возложил на них. От них зависит станет ли эта земля, наш материальный мир, Эдемским садом или она наполнится грехами и беззакониями, где воцарится смерть и хаос. Человек должен быть аккуратным и осторожным в своих словах и действиях, потому что он есть соработник Всевышнего и многое зависит от него. Также, он есть канал, через который должно раскрыться присутствия Всевышнего. Мы должны осознать, что мы не просто находимся в том или ином месте, мы должны осознать, что мы не просто ходим в общину, что мы не просто служим в том или ином служение. Мы возделываем и храним Эдемский сад. Мы должны перестать быть легкомысленными и полагаться на то, что кто-то другой сделает это за меня.
Мы должны осознать один духовный закон раскрытый нам в книги Берешит 2:15 — «нет труда – нет плода».
Всё, что мы делаем имеет свои последствия. Наше действие приносит результат и наше бездействие тоже приносит результат. Нет труда — нет ожидаемого результата, или даже есть результат, но не удовлетворяющий нас. Только когда человек начнет трудиться на том месте куда его поместил Всевышний, он начнёт вкушать плоды этого труда. Одного желания недостаточно, одних слов недостаточно, необходим труд, труд над собой, труд в том месте куда поместил Бог человека, труд в Эдемском саду. Эдемский сад нужно создавать, его необходимо строить, возделывать и хранить, в семье, в общине, в служении.
«Всякий у которого проявления мудрости более многочисленны, чем деяния, — на, что он похож? На дерево, у которого много ветвей, но мало корней: ветер подует и вырвет его с корнями, и перевернет его кроной вниз. Однако всякий, у которого деяния более многочисленные: так что пусть дуют на него все ветры в мире — не сдвинуть его с места. Рабби Элиэзер Бен Азария. Пиркей Авот 3:17
Люди подобны растениям, вернее глядя на растения мы можем увидеть и людей. Есть растения, которые растут, пуская корни, приносят плоды и исполняют ту цель, которую они предназначены исполнять. Есть растения, которые не пускают корни, а живут за счёт других растений – это растения паразиты. Они живут за счёт других растений, и при этом живут на растениях, не укореняясь в почву. Другой вид растений – это растения сорняки, они не просто живут за счет других, они пускают корни в почву, где растут другие растения, при этом они начинают поглощать все полезное и необходимое для жизнедеятельности растений, что находятся в почве. Ещё один вид растений – это растения которые пускают корни, но не приносят плоды и засыхают, превращаясь в сухой куст, который отрывается от почвы и перемещается туда куда подует ветер (перекати-поле). Растения можно разделить на две группы — те, что приносят плоды (плодоносные) и сорняки те, что не приносят плодов. Другими словами, это можно сказать так – одни растения приносят пользу, другие приносят вред при этом и те, и другие приносят плоды. У одних они полезны, у других они вредные. Первые растения производят полезные плоды за счёт своего труда, своей жизнедеятельности. Вторые зачастую живут за счёт первых, при этом нанося вред и первым, зачастую просто их уничтожаю. При этом их плод есть то, что остается после их жизнедеятельности, это частичная или полная гибель первых. То же самое происходит и с людьми.
Есть люди, которые создают из себя плодовые деревья. Они трудятся над собой, они трудятся над своими мышлением и мировоззрением, они совершенствуют свой характер и преображают свой менталитет. Они трудятся духовно и физически. Они работают, потому что это необходимо в жизни людей. Они служат Всевышнему и людям, но служат не так как хотят сами, а так как желает от них Всевышний. Они осознают и понимают, что цель их жизни – это приносить истинные плоды, плоды познания истины, исправления себя и этого мира, плоды созидания, избавления и истинной любви. Такие люди понимают, что для того чтобы принести достойный плод, им необходимо стать тем, кто сможет стать источником, а вернее каналам явления этих плодов. Как и фруктовые деревья необходимо подрезать, другими словами культивировать, чтобы они могли приносить больше плодов и при этом более вкусных, и более качественных. Уход за деревом позволяет ему приносить больше качественных плодов. И всё это труд. Так происходит и с человеком.
Только через труд через обрезания и изменения, только через самосовершенствование, через усилия и даже боль (не физическую боль, а боль, которую человек ощущает, когда проходит внутренние исправления) человек становится каналом для явления и раскрытия Творца на земле. Он начинает плодоносить, принося истинные и угодные Б-гу плоды своей жизни и своего служения. Жизнь такого человека становится служением Всевышнему. И он становится подобным дереву, посаженному у потоков вод, лист которого не вянет и приносит оно плод вовремя своё и во всем, что он ни делает успеет. Такие люди живут не для себя, их потребность заключается лишь в том, что необходимо для того чтобы исполнить свое предназначение. Они как плодовые деревья употребляют лишь то количество необходимых веществ, необходимое для их плодовитости. Мы все так созданы, но не все люди это понимают и осознают.
Всевышний сотворил человека יָשָׂר (яшар) — прямым, честным, порядочным, праведным Коэлет 7:29, а также טוֹב (тов) — хорошим (добрым, благим, красивым, прекрасным, благополучным, счастливым, полезным, приятным, желаемым) Берешит 1:31, чтобы человек путем труда стал тем, кем он был создан. Всевышний хочет, чтобы люди стали теми, кем он их запланировал и сделал, но путем своего выбора, по собственному желанию и по своей воле. Но как мы говорили выше есть другой вид растений – это сорняки. Так и в противовес праведных людей, не ищущих своего, а исполняющих волю Всевышнего и приносящих плод созидание и любви. Есть люди похожие на сорняки, своим образом жизни, и соответственно своими делами, и поступками. Как мы говорили выше сорняки живут в большей степени за счёт других растений. Так и люди сорняки живут за счёт других людей и только во благо самих себя. Этих людей не интересует окружающий их мир, хотя они могут говорить обратное и даже видимо делать всё чтобы показать, что они несут плоды созидания и любви. Но их внутренность говорит об обратном, их сущность, которая вылазит периодически наружу, ищет только удовлетворения своих потребностей, своих амбиций, своего эго. Они несут разрушение, которое часто не всегда видимо и проявляться через какое-то время. Эти люди как сорняки высасывают все жизненно важные составляющие жизни других людей или общин. Они питаются за счет других людей, они живут за счёт других людей.
Сорняки – это дикорастущие растения, другими словами они растут как хотят и в принципе где хотят. Так и люди-сорняки они живут как дикорастущие растения, не подчиняясь принципам и законам жизни, установленным Всевышний, они пытаются подчинить или построить их под свою жизнь, придав ей законности и истинности. Но это всего лишь фарс и обман. Их жизнь – это жизнь полного эгоизма, несмотря на их слова и видимые действия, которые делаются лишь для видимости. Они живут жизнью поглощения и удовлетворения своих нужд, своих эгоистических целей, своих амбиций. Прикрываясь служением и Словом Божьим, они ищут славы, положения, достатка. Как и сорняки, люди-сорняки заглушают культурные растения, другими словами действие праведных людей, служение праведных людей и общин. Они воруют время, силы, благодать, при этом разрушая то, что было построено до них. Их вообще это не интересует, их интересует лишь только они сами. Они несут разрушение, разделения и смерть. При этом они становятся преградами на пути раскрытия и явления истины, подобно сорным растениям, которые снижают водопропускную способность оросительных каналов способствуя их заилению. Люди-сорняки тормозят явление и распространение истины, они препятствуют раскрытию присутствия Всевышнего и явления Его славы, при этом заполняя человека или общину, ложью и заблуждением, что приносит с собой разделение и духовный дискомфорт.
Как сорняки, являющиеся первичными источниками размножения вредителей и болезней культурных растений, люди-сорняки являются источником, рождающим сплетни, раздоры, ложь, бунт, грех, нанося при этом вред тому обществу, в котором они находятся. Такие люди очень часто инфекционируют общество, общину или другого человека, заражают его тем, что принесёт разрушение в среду их обитания. Как сорняки, которые выделяют в почве ядовитые вещества, при этом снижается урожай, а в ряде случаев даже уничтожая весь посев, люди-сорняки своей жизнедеятельностью снижают, во-первых, плодовитость людей, подобных культурным растениям, так как как начинают негативно влиять, духовно и физически, на служение и саму жизнь таких людей (через слова, колдовские молитвы, неправильные действия и т.д.). Во-вторых, они начинают отравлять духовную обстановку в месте своего обитания, что впоследствии приведет и к физическим последствиям (потери части урожая, а именно потери людей). И в-третьих, своей негативной, эгоистичной и разрушительной жизнедеятельностью они могут разрушить всё, что было построено, создано и сотворено до них (вплоть до разрушения общины и отступления людей от Всевышнего).
Как и сорняки бывают разных видов, так и люди-сорняки тоже бывают разные. Есть люди-сорняки, которые ведут паразитический образ жизни, они безответственны, они не хотят ни за что брать ответственность, они питаются за счет других, за счёт труда других, они не хотят пускать корни и начинать труд по превращению и созданию из себя культурного растения. Они залезли на шею другого человека или общины и питаются от него или неё, но сами при этом не прилагают никакого усилия. Я бы назвал состояние таких людей, как первую ступень на пути своего сорнякового развития. Такие люди не делают ничего плохого, но и не делают и ничего хорошего. Они приходят чтобы получить для своего пользования, а не для того чтобы, получив потом отдать. В дальнейшем эти люди, если не останавливают своего паразитического развития достигают более высокого уровня сорнякового развития. Они уже могут начать пускать корни, другими словами, начать в какой-то мере брать ответственность, становиться в служения, но не меняясь при этом и не реформируясь в культурное растение, продолжая жить как дикорастущее растение, не подчиняясь внутри себя принципам и законам Всевышнего в процессе развития каждого человека.
Они не хотят идти путем изменения и преобразования чтобы стать тем каналом, через который смогут родиться и воплотиться плоды угодные Всевышнему и людям. Такие люди очень часто создают вид благочестия, но их внутренность, их желания, их цели, их ценности, их понимание говорит об обратном, они отображают его истинную сущность, которая ищет только своего, для себя и во имя себя. Чтобы человек ни говорил о себе, его слова никогда не скажут громче его дел. То как человек живёт, то как человек относится к другим людям, к общине, к духовным и материальным вещам, особенно других людей, говорит о том, кто он есть на самом деле. Даже если он с этим и не согласен. Можно сказать, что вторая ступень сорнякового развития – это жизнь людей, создающих вид благочестия, но живущих жизнью дикорастущих сорняков, подчиняющийся своим законам и принципам и несущих достижение своих эгоистических потребностей и целей. У таких людей вроде бы видные плоды, но эти плоды в основном не являются их результатом труда.
На фоне людей, несущих истинное служение, возделывающих и хранящих Эдемский сад, такие люди часто что-то, как они думают достигают, но это всё иллюзия, так как если убрать такого человека из этой среды, он ничего не может достичь, так как всё, что было достигнуто им, было достигнуто в большей мере благодаря условиям, созданным другими, той благодатью, которую достигли другие, теми усилиями, которые достигли другие, а не самим человеком. Он так думает, но он глубоко ошибается, он всего лишь пользовался плодами других, а не создавал их сам (много у вас наставников, а я вас родил). Такой человек должен встать на путь своего исправление, своего изменения и перевоплощение с дикорастущего растения в культурное растение, приносящее плоды угодные Всевышнему. Но если человек не начинает меняться, обрезаться и реформироваться, при этом находясь на второй ступени сорнякового развития, он поднимается выше в своей деградации.
И уже не просто живёт и существует за счет других и создает вид благочестия, но начинает и вредить тому месту где он посажен, отравляя его и по мере возможности уничтожая всё то, с чем он соприкасается и где живёт. Такой человек не просто живет за счет других, такой человек не просто пользуется плодами других, такой человек начинает уже вносить свои порядки и правила в то место где он обитает. Он начинает перестраивать ореол своего обитания на свой лад, тем самым он пытается изменить порядок, установленный Всевышним, в процессе жизнедеятельности людей, общин. При этом происходят настоящие осквернение.
«Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.» Коэлет 9:18.
Жизнедеятельность такого человека уже направлена не только на поглощение, но и на уничтожение окружающего вокруг него. Хотя такой человек и не признает своей вины, но жизнь, время показывают обратное.
«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Брит Хадаша Матфея 21:18,19
«Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его. Дварим 20:19,20
12.01.2013 г. Иссахар Лемешаев