Заповедь первая — «Я — Господь, Б-г твой»
«Эйн од мильвадо» — нет никого кроме Него
35. Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его; 36. с неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огонь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня; 37. и так как Он возлюбил отцов твоих и избрал вас, потомство их после них, то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта, 38. чтобы прогнать от лица твоего народы, которые больше и сильнее тебя, и ввести тебя и дать тебе землю их в удел, как это ныне видно. 39. Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его; 40. и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда.
Тора Дварим 4; 35-40
«Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет. И не было свободного незаполненного пространства — лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал… Прежде этих миров был Бесконечный, в совершенстве настолько прекрасном своем, что нет сил у созданий постичь совершенство Его — ведь не может созданный разум достигнуть Его. Ведь нет Ему места, границы и времени…»
Отрывок из стиха Ари (раби Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия), «Древо жизни»
«И очевидно, что только Б-г – истинное совершенство, лишенное каких бы то ни было недостатков, и не существует другого, такого же как Он, совершенства. Всякое совершенство, которое можно себе представить, кроме Его совершенства, не есть истинное совершенство. Все другие вещи можно назвать совершенными только по сравнению с другими, менее совершенными. Но абсолютное совершенство – только совершенство Всевышнего».
«Путь Творца» Рабби Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) (Часть 1. Об основах мироздания, глава 2. О цели Творения)
«Об этом сказал пророк: «И Господь – Б-г истинный» (Йирмея 10:10). Он один истинный, и ничто не истинно как Он. И об этом сказано в Торе: «Ничего, кроме Него, не существует» (Дварим 4:35). То есть, ничто не существует по-настоящему, кроме Него».
«Мишне Тора. Законы основ Торы». Рамбам (рабби Мойше бен Маймон) – Маймонид. Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник, основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»
Основополагающая истина, в основе которой находится жизнь всего сущего – это существование единого, сущего и совершенного Б-га, которым все сотворено и без которого ничто не может существовать. Нет никого, кроме Него, ничего кроме Него не существует. Только благодаря раскрытию и присутствию во всем Его света, частички Его самого в разной мере, все существует. Но если забрать этот свет, творение перестает существовать. Поэтому существует только Творец и нет никого кроме Него. Это можно сравнить, например, с воздухом. Человек живет вроде бы самостоятельной жизнью и существует сам по себе, но если забрать воздух, то не станет и человека. Значит человек живет в чем-то, что по сути обеспечивает его жизнедеятельность и если забрать это что-то, то и не станет и человека. Поэтому во всем, что сотворил Всевышний присутствует частичка Его, которая позволяет существовать всему сотворенному творению, на уровне неживой, растительной, животной природы и на уровне человека. Мы можем этого не видеть, мы можем этого не понимать, но воздух мы тоже не видим, но он же есть. Нам тяжело это понять и тем более увидеть, потому что мы этого не ощущаем.
В том состоянии, в котором находятся люди они не могут ощущать и тем более видеть во всем окружающем их мире, в их жизни, присутствие Творца. Человек не может, если он не стал на путь своего духовного развития, верить в то, что есть Творец, потому что вера — это не знание какой-то информации о том, что кто-то есть или существует, это уверенность в невидимом, которая приходит, когда ты начинаешь ощущать Всевышнего в своей жизни. А ощущение этого присутствия, должно быть во всем, что происходит в твоей жизни, как хорошем, так и плохом, с позиции понимания человека. Конечно, большинство людей верят в то, что есть Б-г, Творец или Высшая сила, неважно как они его называют, они верят, что Он есть. Но верой конечно это назвать, очень трудно, скорее всего это некая информация, которой они толком не могут дать объяснения или наоборот дают искаженное объяснение, так как проводят эту информацию через призму своего не реформированного Я. Правильней сказать, что многие люди принимают информацию, что есть Творец, просто на уровне информации, они верят в эту информацию, а не в самого Творца, и в их жизни все и остается только на уровне информации.
Вера – это процесс соединения и построение связи с тем во, что человек верит. При том, что, не всегда осознавая и понимая, но исполняя определенные действия в процессе построения этой связи. А действием в процессе построения этой связи, является построение из себя сосуда для наполнения Высшим светом. Потому что именно в этих наполнениях мы и начинаем строить с Ним связь, а также начинаем ощущать Всевышнего, в той мере в которой Он нас наполняет. При том, что ощущение Его в жизни человека, раскрывается в мере его исправления. И человек, в данном случае, животная часть души человека, через подъем над ней божественной части, проходит свое исправления, до состояния ощущения Творца. Наполнение происходит только в той мере, в которой наша божественная часть души поднялась над нашей животной частью. Когда понимание того, что есть Творец остается на уровне информации, и не перерастает в процесс создания из себя сосуда и вытекающего из этого построения связи с Творцом, человек не может понять еще одну истину, что Творец не просто существует, а еще и всем управляет. Когда мы не развиваем в себе веру в Творца, мы соответственно и не верим в управление Творца.
Человек думает, что он что-то решает, чем-то управляет, в небольших действиях так мы видим, так нам кажется. Но если мы посмотрим на весь созданный мир – духовный и материальный, то увидим, что они пропитаны определенными законами, связанными между собой, имеется ввиду в духовном и материальном мирах. То как же я могу чем-то управлять если мои действия всего лишь определяют какой сработает закон. Другими словами, человек живет в системе законов, установленных свыше и тот, кто их установил, соответственно Он всем и управляет, через установленные Им законы. Это подобно любой государственной власти, со своим сводом законов и правил. Но начать ощущать это управление свыше, можно лишь, когда человек постепенно начнет восстанавливать связь со своим Создателем. Пока человек этого не делает, он и не видит, а соответственно и не верит в управление Творца во всем. А если он не верит в управление Творца, то можно сказать, что он и не верит в существование Творца. Мы не хотим прийти в своей жизни к этому, потому что для нашего неисправленного животного Я, это означает смерть – смерть эгоистичных желаний, направленных только на восполнение желаний своей неисправленной животной части души человека.
Поэтому заповедь «Я Господь, Б-г твой» и означает, что Он единственный и нет подобного Ему. А раз Он единственный и нет подобного Ему, то кроме Него нет и никого. Она говорит нам в первую очередь, что первое к чему человек должен постепенно прийти в процессе познания истины, так это то, что по сути нет вообще ничего, есть только Творец. Другими словами, ничто не в физическом мире, не в духовном мире не существует само по себе. Все, что мы видим существующим, так сказать живущим, по своей сути не самостоятельно, так как само по себе не может существовать, а существует за счет того, что связано с тем единственным, живущим и существующим, который существует самостоятельно, независимо не от кого и не от чего. Ни что не является источником существования, то есть источником возникновения жизни. Все, что наполняет духовный и физический миры, является творением и существует за счет связи со своим Творцом. Поэтому ничего нет в понятии самостоятельного существования, кроме Творца. Эта заповедь, является основополагающей в процессе духовного развития человека. Она определяет насколько мы исправились и поднялись над свои Я, трансформируя его в позицию под названием «престол».
Пока в нашей жизни царствует наше не реформированное Я, то есть неисправленная животная часть души человека, мы не исполняем на все 100% заповедь «Я Господь, Б-г твой». Так как наше Я не позволяет нам понять, что нет никого, кроме Него. В таком состоянии наше Я говорит, нет Я тоже есть. Человек в таком состоянии не видит и не понимает, того, что нет никого, кроме Него, чтобы это понять и не просто понять, а увидеть и видеть всегда везде и во всем, он должен прийти к состоянию обнуления своего Я. Поэтому по мере того как человек производит исправление своего Я – подъем божественной части души человека во главу человеческой сущности с параллельным исправлением животной части души человека, он приходит к пониманию, что нет никого, кроме Него и тем самым исполняет заповедь «Я Господь, Б-г твой».
Наше Я должно пройти три этапа своей трансформации Ани – Ана – Анохи. Первый уровень «Ани» — это уровень, когда наше Я, наша неисправленная животная часть души царствует в человеке, сидит на престоле человеческой сущности. Второй уровень «Ана» — это уровень, когда наше Я начинает проходить процесс трансформации, животная часть души человека начинает исправляться уступая свое место божественной части души человека. И третий уровень «Анохи» — это уровень, когда наша животная часть души проходит свое исправление и становиться престолом для божественной части души человека, частички Всевышнего в человеке. Так вот на первом этапе наше Я для человека и есть господь и бог, но по мере своего духовного развития, появляется понимание, которое приводит к осознанию того, что не наше Я является нашим господином и тем более богом, а Всевышний есть наш Б-г и Господин. В данный период человек еще проходит двойственное состояние, когда у него постепенно отмирает состояние «Ани» и рождается состояние «Анохи». И наконец, когда человек достигает исправления своего Я, так сказать полного его обнуления, он входит на все 100% в состояние не только понимания на уровне своего разума, но и ощущения на уровне своей внутренней сущности, того что Творец является его Господином и Б-гом.
25.05.2020 г. Иссахар Лемешаев