Духовное развитиеСтатьиТэцавэ

Хошен ха-Мишпат — Нагрудник первосвященника

Путь исправления человека, то есть его перерождения, происходит поэтапно и циклично. На каждом этапе исправления человек проходит одни и те же процессы, которые циклично повторяются. Все эти процессы можно разбить на двенадцать ступеней, проходя которыми человек подымается на определенном этапе своего исправления. Данные двенадцать ступеней соответствуют двенадцати камням на нагруднике первосвященника. Двенадцать камней на нагруднике первосвященника соответствовали двенадцати коленам Исраэля. Каждый камень был камнем колена Исраэля, то есть одного из сыновей Якова. Камни располагались в определенном порядке. При том что этот порядок не соответствовал порядку очередности рождения, каждого прародителя колена, хотя в большей части эта закономерность прослеживается. Камни расположены по порядку принадлежности к матери. Если мы говорим о расположении камней сверху вниз, то сначала идут камни детей Лии, по очередности их рождения, от старшего к младшему. За ними идут камни детей Бильги, служанки Рахель, тоже по очередности их рождения. Следующие камни соответствуют детям Зильпы, служанки Лии. И завершающими камнями являются камни детей Рахель. Именно в таком порядке расположены камни в нагруднике первосвященника — Лия, Бильга, Зильпа, Рахель. Данный порядок, когда отсчёт начинается с Леи, открывает нам путь сверху вниз. Если мы говорим о пути снизу-вверх, то начинается все с Рахели. В данном случае путь сверху вниз соответствует снисхождению света в наш мир, то есть уровням сокрытия света. А наоборот путь снизу-вверх раскрывает нам путь, как человек может подняться из самого низкого состояния, то есть самого удаленного состояния от Творца, в состояние, наиболее приближенное к Творцу. Состояние, наиболее приближенное к Творцу — это состояние вхождения в Машиаха. Поэтому если мы рассмотрим расположение камней на нагруднике первосвященника снизу-вверх, мы увидим путь, идя которым мы сможем приблизить приход Машиаха в своей жизни. Как мы уже говорили, расположение камней соответствует детям Лии, Бильги, Зильпы и Рахель. Сразу стоит отметить, что каждая из праматерей соответствует одной из двух линий, которые являются двумя путями исправления и развития человека.

На каждом из этих путей происходит по-разному воздействие света. На левой линии, это происходит через суд, на правой, это происходит через милость. Через суд — это значит через наказание (через проблемы, болезни и другие неприятности), через милость — это значит через осознание, которое приходит путем познания истины. Поэтому Лия соответствует правой линии — линии милости. А Рахель соответствует левой линии — линии суда. Начало пути исправления человека начинается с суда и заканчивается милостью, то есть полным исправлением и вхождением во святое святых, через аннулирование своего я и вхождение в Машиаха. Кроме Рахель и Лии, есть еще Бильга и Зильпа, которые тоже соответствуют правой и левой линии. Бильга, как служанка Рахели, отображает путь суда. Зильпа, как служанка Лии, относится к пути милости. При том, что путь от Рахель к Лие проходит через промежуточные этапы — Бильгу и Зильпу. Начинается все с суда, когда суд производит определенное воздействие помогая человеку прийти к пониманию и осознанию неисправленности своей животной части души, на определенном уровне или в определенной части. Приход к данному осознанию и есть переход с левой линии, линии суда, на правую линию, линию милости. Это переход от Рахели к Зильпе. Дальше чтобы понимание и осознание своей неправильной сущности перешло с уровня понимания, то есть разума, на уровень действия, то есть сердца, необходимо опять воздействие света через суд, но уже не в такой жёсткой форме, как на уровне Рахель. Это состояние, когда человек исправляет свою сущность в подобие раскрывшейся истины. Исправления себя, своей неисправленной животной части души, очень сложный и непростой процесс, даже если человек понимает истину на уровне разума. Поэтому в данный период необходима помощь свыше в виде суда. Нам кажется, что я познал истину, теперь я другой и все будет по-другому, но вместо этого начинаются одни сплошные проблемы. А все потому что человек познал истину, то есть пришел к раскрытию истины только на уровне своего понимания, на уровне разума. Данный этап в познании истины и становления частью ее — это этап раскрытия истины вне человека. Теперь необходимо сделать выбор в пользу раскрывшейся истины и начать процесс исправления своей сущности в подобие раскрывшейся истины на уровне понимания, разума. Но человек не всегда это понимает. Он думает, что если он пришел к пониманию определенной части истины, то он уже стал частью ее. Но это большое заблуждение, потому что, когда человек приходит через познание истины к ее раскрытию, он ещё не становится частью истины, а становится перед выбором, становиться ему частью раскрывшейся истины или нет. То есть исправлять свои свойства в подобие свойств раскрывшейся истины или нет. Но когда человек ещё находится в самом начале своего пути, он ещё не понимает, а точнее не ощущает всех этих процессов, поэтому ошибается в своей оценке происходящего с ним. Он думает, что он уже является частью истины, а он только прикоснулся к ней. Это подобно тому, как, например, человек ищет яблоки определенного сорта. Он идет в один магазин, но там ничего не находит, потом идёт во второй, третий, четвертый, но нигде нет именно этих яблок. Но он продолжает поиск, прилагая усилия, свои силы, время и материальные средства. И наконец находит те яблоки, которые он так долго искал. И вот он их приобретает, приносит домой и кладет их в холодильник. Они уже у него дома, он добился своего и насладившись достигнутым, совсем забыл о том, что цель была не найти яблоки, а съесть их, чтобы то чем они наполнены (полезные компоненты) стало частью человека. Так происходит и с познанием истины. Человек достигнув внешнего раскрытия истины останавливается в том, чтобы стать частью ее. Такой самообман и останавливает человека в процессе раскрытия и становления частью истины. Другими словами, незаметно для самого человека, он делает выбор в противоположном направлении от раскрывшейся истины. Поэтому в данный момент, когда человек пришел к раскрытию истины, он нуждается в помощи свыше. А так как он этого не понимает, эта помощь приходит через суд (проблемы и т.д.). Именно через проблемы Всевышний помогает человеку, встряхивает его, помогая сделать правильный выбор.

Хошен ха-Мишпат - Нагрудник первосвященника - Дерех Хаим
Хошен ха-Мишпат — Нагрудник первосвященника

Четыре этапа в исправлении человека

Но если мы рассмотрим более подробно данный путь не на уровне праматерей, то весь этот путь состоит из двенадцати ступеней, соответствующих двенадцати сыновьям Якова. Если мы говорим о ступенях снизу-вверх, то они идут в таком порядке: Беньямин, Йосеф, Ашер, Гад, Нафтали, Дан, Звулун, Иссахар, Йегуда, Леви, Шимон, Реувен. При том, том что данные ступени можно разбить на четыре этапа. К первому этапу в процессе исправления человека, относятся ступени Беньямин, Йосеф, Ашер и Гад. К второму этапу относятся ступени Нафтали, Дан и Звулун. К третьему этапу относятся ступени Иссахар, Йегуда и Леви. И наконец к четвертому этапу, относятся ступени Шимон и Реувен.

Беньямин – страдание неосознанное

Беньямин — это первая ступень в начале пути исправления человека. Она символизирует неосознанные страдания в жизни человека. При рождении мать дала сыну имя Бен Они — сын страдания, но отец изменил его сказав, что имя его будет Беньямин — сын моей правой руки. По сути у него его полное имя Бен Они Беньямин. Поэтому данная ступень говорит и о начале пути и о его конце. Невозможно начинать путь, не зная конечной точки данного пути. Поэтому начиная свой путь исправления человеку уже открывается и конец этого пути. Бен Они — сын страдания, символизирует то, что путь нашего исправления начинается со страдания. При этом страдания, которые человек переживает на данном этапе ещё не осознанные. Человек не понимает, что он стал на путь страданий, он ещё не ощущает их в той мере, чтобы производить исправление. Мы знаем историю с коленом Беньямина, когда за беззаконие представителей данного колена, почти полностью было уничтожено все колено. На данном этапе так и происходит, человек совершает беззакония, не признавая вину за содеянное, он не осознает своей вины, поэтому и не осознает страдания, потому что их в полной мере не ощущает. Тем самым он неосознанно увеличивает свои страдания. Таким образом он начинает свой путь к конечной цели к состоянию вхождения в состояние Беньямин — сын моей правой руки.

Йосеф – страдание осознанное

Йосеф— это следующая ступень, за ступенью «Беньямин», которая в отличии от предыдущей ступени, символизирующей неосознанные страдания, символизирует уже осознанные страдания. На данном этапе человек начинает уже немного осознавать, то есть понимать и чувствовать те моменты, которые он переживает в данное время. Но несмотря на то, что человек уже начинает ощущать, то есть осознавать свои страдания, он ничего с этим не может поделать. Как и Йосеф, когда был брошен своими братьями в яму, переживал и ощущал страдания, но ничего не мог с этим поделать. Другими словами, никак не мог повлиять на происходящее с ним. Почему? Потому что страдания, это начальные этапы в процессе исправления человека. Данные ступени относятся к Рахели, то есть к воздействию света на человека через суд, через наказание. А наказание конечно вызывает страдания. Осознанное страдание проявляется ещё в том, что человек подобно Йосефу спускается в Мицраим и начинает в самом Мицраиме свое восхождение. В чем здесь проявляется осознанное страдание, а в том, что страдает наша божественная часть души, видя, как неисправленная животная часть души, несмотря на все ощущаемые и не ощущаемые ней страдания, начинает свое эгоистическое развитие. Это развитие тоже необходимо, но только до состояния начала исправления, которое называется Пэсах. Данное эгоистическое развитие соответствует следующей ступени под названием Ашер.

Ашер – рост эгоистического желания

Ашер — это период развития определенной частички, животной части души человека, до состояния, когда над ней можно начинать производить исправление. Это период роста определенной части животной души, то есть развитие не исправленных ее желаний, до состояния, когда их можно будет исправлять. Это подобно тому, как откармливают животное, для времени, когда оно будет убито и использовано для пищи. То же самое происходит и на данном этапе исправления человека. Та часть, которая готовиться к исправлению, должна развиться до состояния, когда его можно будет исправлять. Например, через страдания, сначала неосознанные, а потом осознанные, в человеке начинает выделяться определенное желание. Страдания его выделяют, то есть делают явным и осознанным для человека. Теперь, когда определенное желание отделено от других желаний, начинается процесс его развития, то есть максимального наполнения данного желания. Допустим человек на определенном этапе своей жизни начинает ощущать страдания от нехватки материальных средств, при том, что человек имеет определенный доход, который позволяет ему иметь необходимое для проживания. Он начинает ощущать эти страдания, потому что в его не исправленной животной части души начинает проявляться некое желание, которое желает иметь больше чем он имеет. В этот период человек ощущает само страдание, а не причину, вызывающую эти страдания. Но ощущение этого страдания постепенно начинает расти. Причиной этого роста является рост самого желания, вызывающего эти страдания. Дальше наступает момент, когда человек начинает уже наряду со страданиями осознавать и причину, которая вызвала эти страдания. Он начинает ощущать это желание, которое желает иметь больше чем он имеет. Теперь через страдания от нехватки, как он считает, материальных благ, в человеке выявляется желание обогащения. Но для того чтобы его исправить, необходимо его развить, выявив в нем всю пагубность и искаженность, что и происходит на ступени Ашер. В книге пророка Амоса 6:4,5,6 описывается то, что происходит с выявленным желанием, на данной ступени, под названием Ашер.

«Горе тем, что отметают день бедствия и приближают совет (власть) насилия, Тем, что лежат на ложах из слоновой кости и развалились на постелях своих, и тем, которые едят жирных баранов из стада и (тучных) тельцов из стойла, Тем, что бренчат на нэйвэле, думая, что (владеют) инструментом, как Давид. Тем, которые пьют вино чашами, и натираются лучшими маслами, и не болеют страданиями Йосэйфа!» Амос 6:3,4,5,6

Оно развивается, наполняется и развращается, показывая все свое нутро, всю свою искаженную сущность. Достигая апогея своего эгоистического развития желание человека приходит к следующему этапу своего исправления, под названием Гад. Стоит, отметить, что все это происходит в плоскости животной части души человека путем воздействия истины на неисправленную животную часть души человека через суд (обстоятельства, проблемы и т.п.). При этом это воздействие происходит извне человека. Тогда как воздействие истины через милость происходит изнутри человека, через пробудившуюся божественную часть души человека, которая получает помощь свыше, через раскрытие истины, сокрытой в святой Торе.

Гад – внешний суд над пороком на уровне общества

Гад — это ступень на который начинает происходить суд, суд не в том понимание, о котором мы говорили выше, когда проблемы и обстоятельства, должны выявить и раскрыть в человеке то, что необходимо исправить. На данном этапе суд производится не для выявления проблемы, а для вынесения выявленной проблеме приговора. Но суд в виде вынесения приговора, тоже имеет свои ступени. В данном случае ступень под названием Гад, является начальной ступенью среди ступеней суда. И на ней выносится приговор, то есть производится осуждение, или другими словами даётся точная оценка определенным вещам, которые после обсуждения необходимо исправить. На ступени «Гад» производится осуждение не причины вызывающей определенные неправильные действия, а производится осуждение самих этих действий. Пока это происходит на уровне самих понятий. Человек это ещё не ассоциирует с самим собой. «Да плохо чревоугодие, да плохо корыстолюбие, да лень и малодушие — это плохо, да сомнения и тщеславие — это плохо, но меня это не касается, ведь во мне этого нет.» — так человек рассуждает на данной ступени. Но то, что он уже так рассуждает, начиная признавать определенные вещи неправильными и порочными, говорит, что он идёт путем своего исправления и духовного развития, несмотря на то, что ещё в нем самом присутствуют все эти качества. Данные первые четыре ступени являются периодом эгоистического развития человека, ведущего к исправлению. Следующей ступенью в процессе исправления человека является ступень «Нафтали».

Три этапа суда

Суд, который проходит человек идя путем своего исправления имеет три этапа. Первый этап — это ступень Гад, на которой производится суд над выявленным негативным и отрицательным понятием, присущим неисправленной животной части души человека. Второй этап происходит на ступени Дан, где происходит внешний суд, уже над самим человеком, то есть признанием осуждённого понятия и порока на ступени Гад в жизни самого человека. Например, на ступени Гад был осужден определенный порок на уровне общества, теперь на ступени Дан происходит осуждение этого порока на уровне индивида (происходит признание наличия данного порока в жизни самого человека). И третий, заключительный этап в процессе осуждения, то есть суда — это внутренний суд на ступени Йегуда, когда происходит суд над причиной внутри человека, которая порождает осуждённый порок на ступенях Гада и Дана.

Нафтали – внешнее раскрытие (раскрытие истины снаружи человека)

Нафтали — это ступень внешнего раскрытия истины, раскрытия истины вне человека. Когда человек приходит к осуждению какого-то понятия на ступени «Гад», он приходит к состоянию, когда он уже готов начинать процесс раскрытия истины. На данной ступени человек становиться на путь познания истины, начинается процесс раскрытия истины в жизни человека. Человек через познание истины приходит к ее раскрытию на уровне понимания, на уровне разума. Данное раскрытие истины происходит снаружи человека, внутри человек ещё остаётся таким каким он был до внешнего раскрытия истины. Человек начинает ощущать сладость Торы, получать первые впечатления от соприкосновения с истиной. Другими словами, он переживает соприкосновение с истиной, впечатляясь этим раскрытием на уровне своего разума. Это внешнее впечатление подобно другим впечатлениям, которые человек может переживать от совершенно других источников. Так как его сущность еще находится в неисправленном состоянии, когда она наслаждается и впечатляется от искаженных и неправильных вещей. Это подобно тому, как человек читает какую-то книгу, впечатляясь от написанного в ней. На данном этапе человек начинает понимать, что то, что он осудил на ступени «Гад», присутствует в его жизни. Человек ещё не понимает причины данной проблемы, но он уже понимает, что данный порок, есть и у него. После того, как человек пришел к внешнему раскрытию истины, он пришел к пониманию того, что данный порок присущ не только другим людям, но и ему самому. Тем самым он пришел к состоянию осуждения данного порока. Это уже ступень под названием «Дан». 

Дан – внешний суд (суд на видимой частью на уровне индивида)

Дан – это ступень внешнего суда, уже происходящего на уровне индивидуума. На данном этапе происходит осуждение, то есть выносится приговор, тому пороку, который был выявлен, то есть признано его наличие в человеке, на предыдущей ступени. Именно осознание может позволить произвести суд и последующее после суда исправление. На данном этапе _человек принимает решение, что значит производит суд, исправить то, что он обнаружил в себе в процессе познания и раскрытия истины на предыдущей ступени под названием «Нафтали».

Звулун – внешнее исправление

Звулун – это ступень внешнего исправления, то есть исполнение вынесенного приговора на предыдущей ступени «Дан». На данной ступени человек начинает исправлять выявленный в нем порок — если он что-то делал, а теперь понял, что то, что он делал, делал неправильно, он начинает работать над тем, чтобы больше этого не делать. Все это происходит во внешней жизни человека. Это исправление не касается его внутренней сущности. По сути человек срезает ветки, ту видимую часть, которую он обнаружил, через внешнее раскрытие истины (раскрытия на уровне разума). При этом он не касается корня, так как он еще не дошел до состояния раскрытия причины самой проблемы. На данном этапе происходит исправление внешней части проблемы или порока. Но каждое действие, каждая ситуация, каждый порок или какое-то беззаконие состоит из двух составляющих – внешней, открытой, видимой части и внутренней, скрытой, невидимой части. Исправление начинается с видимой части и постепенно должно перерасти к исправлению невидимой, скрытой части. При том, что именно скрытая часть является корнем, а видимая часть является ветвями. Так происходит и при исправлении человека, сначала производиться исправление видимое, так сказать внешнее, явное, а потом, по мере познания и раскрытия истины, производиться исправление внутренне. Внешнее исправление – это неполноценное исправление, так как причина возникновения проблемы не устраняется. И если человек не продолжит дальнейший путь исправления, доведя этот процесс до полного завершения, то, что он исправил через внешнее исправление, вернется обратно, в той же форме или уже немного видоизменено, но стой же сущностью. Поэтому человек должен продолжать свой путь, углубляясь еще больше в процесс познания истины. А это уже переход на следующую ступень под название «Иссахар».

Иссахар – внутреннее раскрытие (раскрытие истины внутри человека)

Иссахар – это ступень раскрытия истины внутри человека, внутри его сущности, на уровне сердца. На данной ступени человек в процессе познания не довольствуется поверхностным пониманием истины. Он не удовлетворяется толкованием святых книг на уровне пшат, ремез или драш. Он начинает «копать» глубже, проникая в суть, в самый корень. Он приходит к раскрытию тайн, раскрывая истину уже на уровне сод. Данное раскрытие истины, позволяет раскрыть в человеке ту скрытую неисправленную часть, над которой необходимо произвести исправление. Только глубокое проникновение в познании истины, позволяет также глубоко истине проникнуть в сущность самого человека, осветив скрытую часть проблемы или порока, над который произведено уже внешнее исправление. Познание такого рода подобно понятию «ломает кости», то есть проникает в самую суть, самую глубину, доходя до полного раскрытия, не смотря на сложности и трудности данного процесса. Поэтому на данной ступени человек уже начинает процесс своего внутреннего исправления, исправления своей сущности. Когда корень найден, скрытая часть теперь стала явной и открытой, можно начать производить над ней исправление, произведя над ней суд. Это происходит уже на ступени «Йегуда».

Йегуда — внутренний суд (суд над скрытой частью)

Йегуда – это последний третий суд в процессе исправления человека. Данный суд, то есть вынесение приговора производится с внутренней сущностью человека, что позволяет произвести окончательное исправление. В данном случае уже выносится приговор не следствию, а причине, не ветвям, а корню. Более глубокое раскрытие истины позволяет теперь исправить саму сущность человека. Теперь человек принимает решение, конечно с помощью раскрывшейся ему истины, произвести исправление со своей внутренней сущностью, в той мере, в которой раскрыта определенная часть сущности для исправления. Что он и начинает делать на следующей ступени под названием «Леви».

Леви – внутреннее исправление

Леви – это ступень внутреннего исправления человека, когда через более глубокое раскрытие истины и осветления через раскрытую истину, внутренней неисправленной части сущности человека, человек производит над этой неисправленной частью исправление. Именно данное исправление начинает менять саму сущность человека, делая из него новое творение, приближая его еще ближе к конечной цели данного пути. Проходя это исправление человек уподабливается раскрывшейся ему истине, он становиться подобен по своим свойствам, свойствам Всевышнего. Данное исправление производит полное обнуление нашего неисправленного, эгоистического Я, трансформируя его с позиции царя в позицию слуги. Через проведения данного рода исправления, божественная часть души человека совершает свой подъем во главу человеческой сущности. Когда человек завершает данное внутреннее исправление, он подымается на ступень под названием «Шимон».

Шимон – обнуление своего Я

Шимон – это ступень обнуления своего Я, то есть исправления его до состояния, когда оно уже ничего не желает ради себя, а желает только ради отдачи, становясь в этом подобным Творцу. И это происходит именно через внутреннее исправление происходящее на ступени «Йегуда». Колено Шимона располагалость териториально в пределах колена Йегуды. Его контакт с другими коленами и всем остальным миром мог происходить только через територию колена Йегуды. Тоже самое происходит и с транформацией нашего Я, которое возможно только через внутреннее исправление своей сущности. Со временем колено Шимона поглащается коленом Йегуды, то есть настолько трансфорсмируется, что уже отождествляется с другой сущностью, которая рождается на ступени «Йегуда». Это предвидел Моше, когда благославлял колена Исраэля. В его благославении отсутствует колено Шимона. То есть оно должно полность онулироваться. Кроме этого, когда человек через весь процесс исправления, который он проходил на предыдущих ступенях, приходит к состоянию обнуления своего Я, он становиться способным слышать. Когда родился Шимон, Лия сказала «Господь услышал (шама́)», что и стало основой имени. Почему в человеке открывается его внутренних слух, способность слышать, потому что происходит обнуление своего Я, которое находясь во главе человека, позволяет слышать только его самого. Человек неслышит никого, кроме себя в таком состоянии. На данном уровне человек в проведенной им мере исправления своего Я, становиться открытым каналом между духовным и материальным миром, через который теперь может проистекать в низший мир бесконечный свет Творца.

Реувен – тшува (возвращение к своему источнику)

Реувен – это ступень полного завершения данного пути по исправлению человека, когда человек обнуляя свое Я, входит в состояние изначально открытое на первой ступени «Беньямин» — «сын моей правой руки». Человек входит в состояния сына, по отношению к Творцу, не просто на словах, а по своей сути. Он становится подобным Творцу, то есть начинает ощущать близость и связь с Ним, подобную связи отца и сына. На данной ступени человек достигает состояния возвращения к своему истинному состоянию, когда ощущает неразрывную связь со свои Создателем. И тогда с небес о нем говорят – «Смотрите сын!». Также человек становиться зрячим, он начинает видеть, он начинает видеть Сына, то есть Машиаха. А начинает видеть, потому что через обнуление своего Я, он входит в Машиаха, становясь с ним одним единым целым и посредством Машиаха возвращается в свой отчий дом.

Хошен ха-Мишпат - Нагрудник первосвященника - Дерех Хаим
Ступени исправления на примере связи колен Исраэля

25.07.2021 г. Иссахар Лемешаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *