Ханукия – ханукальная менора
Ха́нука (ивр. חֲנֻכָּה — освящение, обновление) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, в последствии после разгрома и изгнания с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских, ассимилированных союзников в 165 году до н. э. В 168 году до н. э., в тот же самый день 25 кислева, Антиох IV Эпифан осквернил святыню Израиля.
Если мы посмотрим на все происходящее в период, когда произошло осквернение Храма и последующих событий до чуда Хануки, мы можем увидеть определенную параллель, с рождением и жизнью самого человека. Во-первых, произошло осквернение Храма. А мы знаем, что человек есть храм Б-га живого. А также то, что изначально храм, то есть человек был освящён, то есть в нём могло пребывать раскрытое Божье присутствие. Но дальше мы видим, как происходит разбиение души человека в нашем материальном мире (процесс грехопадения) и последствия этого разбиения (изгнания из Ган Эдена, то есть из раскрытого присутствия Творца). Другими словами, человек приходит в этот мир с уже разбитой на две части душой, он, как храм находится в полном запустении. Божье присутствие покинуло данный храм, а точнее сказать сам храм отказался быть местом, где может пребывать раскрытое Божье присутствие. Здесь стоит отметить то, что Всевышний пребывая в храме под названием человек, пребывает в его душе, а не отдельно от души человека пребывает в теле человека. А так как душа разбита, то есть находится не в целостном состоянии, полноценно раскрытое присутствие Всевышнего не может пребывать в ней. Мы видим, что с самого рождения (нисхождения частей души в материальный мир) посреди храма под названием человек, стоит идол, то есть человеческое Я (неисправленная животная часть души человека). Вся жизнь человека начинает строится вокруг этого идола, восполняя все его желания. Таким образом на протяжении времени, храм ещё больше оскверняется и наполняется тьмой. Весь этот процесс очень хорошо описан в период, предшествующий празднику Ханука. Но давайте посмотрим, что происходило дальше.
В 167 году до н. э. произошло восстание против сложившейся ситуации. Восстание закончилось полной победой и привело к тому, что можно было теперь возобновить работу Храма, восстановить прямой канал, соединяющий духовный мир с материальным миром. Победа завершилась очень значимым событием, а вернее очень важной находкой. Среди всего оскверненного храма был найден небольшой кувшинчик чистого, не оскверненного масла. Все это тоже очень отображает жизнь человека. В процессе своего эгоистического развития, когда человек, как храм находится в полном запустении, в нем все равно присутствует частичка чистого и не оскверненного. Этот небольшой кувшинчик чистого масла, символизирует божественную часть души в человеке, которая находится в храме, даже тогда, когда храм находится в полном запустении. Так и в человеке, при снисхождении частей его души в этот материальный мир, божественная часть души после того как низводит в этот мир, в тело человека, животную часть души, для ее последующего исправления, уходит в состояние сна, в состояние изгнания, она становится подобной маленькому кувшинчику чистого масла. Поэтому в каждом человеке есть частичка божественного, в каждом есть кувшинчик с чистым и не оскверненным маслом, даже если это очень плохой человек. Но как мы знаем из истории, сначала произошло восстание, с битвами и сражениями, прежде чем был найден этот кувшинчик. Так происходит и с человеком, во-первых, человек приходит к несогласию с происходящим с ним, он не смиряется с той жизнью, которую ему навязывают, с той идеологией и мировоззрением, которое ему предлагают.
В нем рождаются вопросы зачем я живу, для чего я родился, в чем смысл жизни? Конечно все это происходит, через многочисленные удары, подобно тем, которые терпели наши предки от греко-сирийцев и своих братьев ассимилянтов. Проблемы, гнет и даже боль, как физическая, так и психологическая, все это заставляет человека прийти к рождению в нем этих вопросов. А когда в нем они появляются он начинает восставать, внутри своей сущности, с целью найти ответы на эти вопросы. Все проблемы, все ситуации и обстоятельства, которые происходят с человеком и которые по сути сам человек и создает, через установленные Всевышним законы мироздания, должны привести человека к рождению в нем вопроса о сути своего существования и смысле жизни в общем и, в частности. Возникновение вопроса о смысле жизни, подталкивает человека к поиску истины. И тогда начинается восстание, которое заканчивается не нахождением ответа на данный вопрос, а нахождением внутри своей сущности божественной части души – маленького кувшинчика с маслом. Происходит пробуждение внутри человека его божественной части души. Человек ее еще не ощущает, но он начинает ощущать присутствие чего-то нового, пока еще непонятного для него. Это подобно тому как мы видим свет, но источник света пока для нас закрыт. В данном состоянии человек ощущает последствия побуждения божественной части души, а не саму душу. Весь этот процесс очень хорошо просматривается через события, предшествующие Хануке. Но теперь, когда в нас пробуждается божественная часть нашей души, символом которой является кувшинчик с чистым маслом, мы приходим уже к состоянию, когда мы сможем начать процесс своего духовного развития и в нем уже найти ответ на вопрос о смысле жизни.
Если мы посмотрим на масло, то оно предназначалось для горения в светильнике. Просто нахождение масла в запечатанном кувшине, не позволяло маслу исполнять то, для чего оно предназначено. Масло должно гореть, то есть наша божественная часть должно стать каналом, через который свет свыше сможет светить в этом мире. Но почему если в каждом человеке заложена хорошая, божественная часть, люди живут так плохо, почему люди не могут обрести истинный мир и покой, достигнув в своей жизни целостности и насладившись истинным благом? Почему? Ведь масло есть в храме. Потому что наличие масла в храме не делает тьму светом. Тьма порождает тьму, свет порождает свет. Действует установленный свыше закон: «все порождает себе подобное». Масло находясь в кувшине и стоя далеко в углу, не является светом, освещающим все, хотя и является частью процесса образования света, неотъемлемой частью, без которой в принципе и невозможно явление света. Теперь мы должны понять, что масло должно быть налито в светильник и зажжено, а для этого необходимо начать подъем, то есть необходимо начать подымать свою божественную часть души во главу человеческой сущности, где она сможет уже стать каналом явления света, другими словами она сможет гореть подобно свече, освящая все вокруг.
«אָדָם (адам) נְשָׂמָה (нешама) יהוה (hа-Шем) נֵר (нэр)» Мишлей (Притчи) 20:27
«Светильник Господень — дух человека,…» , так перевели этот стих в синодальном переводе Библии, но если переводить дословно, то «Нэр hа-Шем нешама адам,…» — это «Свеча Всевышнего – это душа человека». Как раз это масло или свеча, наша божественная часть души и должна стать каналом света.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (От Матфея 5:15)
И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (От Марка 4:21)
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. (От Луки 8:16)
Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. (От Луки 11:33)
Поэтому не может наша божественная часть души находясь под неисправленной животной частью души, светить, то есть быть каналом раскрытия света Творца в нашем материальном мире. Свеча или масло должно быть в светильнике, который находится в храме. А храм, как мы уже говорили выше – это целостное состояние нашей души, состоящее из правильного расположения двух ее основных составляющих – божественной части и животной части (божественная часть во главе, а животная в исправленном виде под ней). Если мы посмотрим на то, что написано в Торе в недельной главе «Бехаалотха» Бемидбар 8:2 – «Скажи Аарону – когда будешь разжигать огонь светильников…» то более точнее эта фраза переводится «когда будешь поднимать». Другими словами, зажигать огонь – это поднимать его, то есть масло наверх. Мы знаем, что менора в Храме была достаточно высокой и имела высоту в рост взрослого человека. Поэтому чтобы залить масло, установить фитили и зажечь ее коэны поднимались на специальное возвышение. Этот процесс на показывает где и как происходит зажжение масла в светильнике. Масло не зажигалось отдельно, а потом устанавливалось в светильнике. Его необходимо было поднять на светильник и только в том месте, куда его поднимали оно могло гореть. Теперь прежде чем мы посмотрим на дальнейшие события в храме в период его очищения и освящения, давайте немного подытожим, то что мы разобрали.
- Человек есть храм Б-га живого. Этот храм – это душа человека в целостном состоянии, а не тело человека.
- Каждый человек, который приходит в этот мир, приходит с разбитым состоянием своей души, что символизирует нахождение храма в запустении.
- В состоянии запустения храма, в храме господствует идол, который является прообразом неисправленной животной части души человека, то есть нашего Я.
- Не смотря на запустение храма, в каждом человеке есть небольшой кувшин с чистым маслом, что является прообразом божественной части души человека.
- Через проблемы, вызванные нашей неправильной жизнью, мы приходим рождению вопроса о смысле нашего существования.
- Поиск ответа на этот вопрос, приводит нас к так называемому «восстанию» и нахождению внутри себя маленького кувшина с маслом (то есть приводит нас к пробуждению нашей божественной части души).
- Чтобы зажечь данное масло, его необходимо поднять на менору, то есть чтобы наша божественная часть души стала каналом явления света свыше, ей необходимо подняться во главу человеческой сущности.
Теперь понимая, что такое масло и где оно должно находится, давайте еще ответим еще на несколько вопросов. Что значит горение масла на светильнике, помимо того, что это символизирует раскрытие света Творца в нашем, самом удаленном от Него мире? И почему оно горело восемь дней? И почему Менора – семисвечник, стала Менорой с восьмью свечами, а если быть точнее, то с девятью? Изначально стоит отметить, что зажигание свечей происходит поочередно, а не одновременно. Это говорит нам о том, что зажигание света происходит по этапно, можно сказать по ступенчато. Зажжение по очереди каждой свечи говорит нам об очередности данного процесса, а увеличение зажженных свечей после зажжения очередной свечи, говорит нам об ступенчатости данного процесса. Мы видим, что, если можно так сказать классическая менора, состояла из семи лампад, а уже ханукальная менора состояла из восьми основных лампад и еще одной, отдельно стоящей лампады. Происходит некая трансформация самой меноры. Это не просто трансформация или изменение ее сути, нет это более глубокое раскрытие процесса заложенного в основу предназначения данного светильника, то есть того процесса, который он характеризует и отображает. Классическая менора символизирует весь процесс сотворения мира и человека, от начальной сточки до завершающей точки. Семь ветвей – это семь дней творения или семь тысячелетий, за которые человечество, то есть одна единая душа, пройдет весь путь своего сотворения, через выбор и исправление разбитого состояния на целостное состояние.
Весь этот процесс описан в первой главе книги Берешит. В ней описывается начало и конец пути. В ней заложена вся Тора. Все дальнейшее повествование – это уже описания данного процесса. Отражение семи дней творения мы видим в семи ветвях меноры. Но что происходит, с менорой, что из семи ветвей у нее получается восемь и еще отдельно дополнительная девятая ветвь? А происходит раскрытие пути исправления человека, включающего в себя этапы раскрытия истины, становления частью раскрытой истины и явление раскрытой истины. Масло в светильнике горело не просто восемь дней, почему оно не горело девять дней или десять, или четыре дня? Оно должно было гореть вообще один день. Давайте разберемся немного в этом и попробуем найти ответы на эти вопросы. Как говорилось выше, ханукальная менора является прообразом пути исправления человека. Этот путь состоит из восьми ступеней или этапов, проходя которые человек приходит к полному исправлению своей сущности из разбитого состояния в целостное состояние, при этом полностью сливаясь со своим Создателем. Мы видим, что ханукальная менора зажигается постепенно, то есть поэтапно. При этом мы видим, что каждый новый этап вытекает из предыдущего – сначала зажигается одна свеча, на следующий день зажигается та же свеча, что зажигалась до этого и еще плюс одна свеча, на третий день зажигается первая, затем вторая и уже третья свеча. Данный процесс нам показывает, как одно действие вытекает из другого, и то, что одно действие невозможно без другого. В зажигании ханукальной меноры прослеживается определенная закономерность и последовательность, что напрямую нам раскрывает, что процессы и этапы в процессе исправления человека, происходят тоже последовательно и закономерно.
Кроме этого то, что сокрыто в классической меноре, нам становится открыто в ханукальной – это то чем, или точнее сказать кто, зажигает все свечи. В ханукальной меноре есть девятая свеча – шамаш (служитель, служка), которая стоит отдельно от всех остальных свечей и не просто отдельно, а и выше всех остальных свечей. Данная свеча присутствует в классической меноре, среди семи ветвей. Это центральная свеча, расположенная на столбе из которого исходят на право и на лево по три ветви. Она символизирует дух Господень, то есть раскрытое присутствие Творца, а также она символизирует истину, которая и есть Творец. В ханукальной меноре она выделена отдельно от всех других свечей, но именно она производит зажжение всех свечей. Через нее происходит возгорание свечи, то есть через нее происходит запуск процесса, происходящего на определенном этапе исправления человека, который на ханукии символизируется свечами. Данная свеча символизирует самого Творца, то есть Истину и через истину, то есть помощь свыше и происходит процесс исправления человека на всех включающих в этот процесс этапах. Прежде чем мы рассмотрим данные этапы, нужно еще отметить, то, что классическая менора, также раскрывает нам процесс исправления человека, но только в другой проекции. И процесс исправления человека раскрывающийся нам через классическую менору и процесс исправления человека раскрывающийся нам через ханукальную менору, раскрывают нам один и тот же путь, но немного в разных действиях. Через классическую менору мы видим три линии пути в одном направлении – левую и правую и посередине среднюю линию, символизирующую Всевышнего. Лучи огней при горении меноры были направлены к центральной свече. То есть человек проходя от левой линии к правой, от правой линии к левой, все ближе и ближе приближался к центральной свече, то есть к Творцу. Мы не будем сейчас разбирать этот путь, значение левой и правой линий, как происходит переход с одной на другую, как происходит подъем в этих линиях и какие процессы в них включены, это отдельная тема.
На уровне ханукальной меноры нам раскрывается процесс раскрытия истины и становления частью ее, через восемь этапов или ступеней, вытекающих одна из другой в определенной последовательности. Давайте теперь рассмотрим данные этапы и ступени. Первый этап – это процесс раскрытия истины, который включает в себя три ступени – это познание, просвещение и понимание. Второй этап – это становление частью раскрытой истины. Данный этап включает в себя три ступени – это выбор, исправление и освящение. И третий этап – это этап явления истины. Он включает в себя две ступени – это служение и жизнь. Все эти восемь ступеней в процессе раскрытия истины, становления частью раскрытой истины и ее явление уже через свою жизнь отображаются нам в ханукальной меноре. Творец подталкивает нас, через установленные Им законы, к процессу познания истины, что символично мы видим при зажигании первой свечи. Зажигая уже две свечи, мы видим, как через познание истины, благодаря помощи свыше, мы приходим к раскрытию истины, то есть зажжению второй свечи. Три свечи уже символизирую раскрытие истины вне человека, на уровне его понимания. Свет находится вне человека – это так называемый ор макиф (окружающий свет). Действие по зажжению четвертой свечи символично выбору. На данном этапе человек входит в процесс становления частью раскрытой им истины, он входит в процесс, в котором окружающий его свет – ор макиф, то есть истина, находящаяся вне его сущности, на уровне его разума, начинает проникать в человека. Конечно это происходит через выбор в пользу раскрывшейся истины, то есть через принятие решения стать частью раскрытой истины и дальнейшее исправление в подобие той истины, что человеку открылась. Это уже пятая свеча.
И шестая свеча нам говорит о завершение процесса становления частью раскрытой истины – это уже ступень под названием освящение, то есть отделение от старого состояния и вхождение в новое состояние. На данном этапе окружающий нас свет – ор макиф, через выбор и исправление, проникает во внутреннюю сущность человека, и уже называется ор пними, то есть внутренний свет. И когда внешний свет, становится внутренним, то есть истина, находящаяся на уровне нашего понимания, то есть на уровне нашего разума, становится часть нашей внутренней сущности, на уровне нашего сердца, человек становится способным явить истину другим. Он становится каналом явления раскрытой им истины, конечно в мере ее раскрытия и мере становления им частью раскрытой им истины. На данном этапе зажигается седьмая свеча, которая и символизирует служение человека, то есть явление истины и света через жизнь человека. Восьмая свеча символизирует последнюю ступень во всем этом процессе – и она называется жизнь. Это настоящая жизнь, а не эгоистическое существование. Вот так через ханукальную менору и процесс ее зажжения, мы можем увидеть процесс исправления человека, включающий в себя восемь ступеней в процессе раскрытия истины, становления частью раскрытой истины и явления ее. Теперь давайте мы подведем итог нашего рассмотрения скрытого смысла ханукальной меноры.
- В храме находилась менора, то есть светильник с семью лампадами. Данный светильник нам раскрывает весь путь исправления человека и соединение его со своим Создателем. Менора символизирует весь процесс сотворения человека, описанный в первой главе книги Берешит.
- В событиях, описываемых в праздник Хануки, то есть обновления, мы видим некое изменение в работе храмового светильника, которое со временем привело к внешнему видоизменению классической семисвечной меноры на ханукальную девятисвечную менору.
- Это внешнее изменение не является замещением одной меноры на другую, а является раскрытием процесса исправления человека, немного в другом векторе.
- Процесс исправления человека в трех линиях, раскрываемый нам в форме классической меноры, включает в себя и процесс исправления человека, раскрываемый нам через ханукальный светильник.
- Процесс исправления человека, который мы видим в прообразе ханукии, включат в себя три этапа – первый этап – этап раскрытия истина, второй этап – этап становления частью раскрытой истины и третий этап – этап явления раскрытой истины через свою жизнь.
- Данные этапы включают в себя восемь ступеней. Этап раскрытия истины – это познание, просвещение и понимание. Этап становления частью раскрытия истины – это выбор, исправление и освещение. Этап явления раскрытой истины через свою жизнь – это служение и выбор.
19.12.2020 г. Иссахар Лемешаев