613 заповедей. Заповедь — 1 «Плодитесь и размножайтесь» Берешит 1:28

Первая заповедь данная людям повелевает нам плодиться и размножаться. Что это значит? В буквальном смысле это обозначает что люди должны рождать новых людей, то есть они должны участвовать в процессе рождения человека, а если быть ещё точней, они должны участвовать в процессе низведения других душ в этот мир. В Берешит 2:7 мы видим как произошло сотворение первого человека, как его душа была низведена в материальный мир. В этом процессе Творец низводил в мир душу, а материальную оболочку дала земля, а точнее прах земной. Прах — אפר (афар) имеет мужской род, а земля — אדמה (адама) женский род, то есть в создании материальной оболочки для пребывания души в материальном мире участвовали мужская и женская составляющие. Но изначально в Берешит 1:28 мы читаем, что задачу исполняющую женскую часть, должна выполнять женщина. Земля, как и женщина является получающей составляющей, которая получив от мужской составляющей семя, производит плод. Поэтому данная заповедь имеет очень глубокий смысл, так как низведение душ в этот мир для их исправления, является основополагающим действием в процессе исправлении душ. Именно в материальном мире и происходит исправление души, а чтобы она снизошла в этот мир необходимо соединение мужчины и женщины, что заключено в заповеди «плодитесь и размножайтесь». Если мы посмотрим на слова плодитесь и размножайтесь, то мы увидим, что они мужского рода, повелительного наклонения. То есть действия включенные в эти глаголы, направлены на мужчин, а не на женщин. Мужчина должен плодиться и размножаться, то есть наполнять женщину как в физическом, так и в духовном отношении семенем. Если тот, кто обязан давать не будет это делать, то тот, кто должен получать ничего не получит и соответственно ничего не сможет произвести, то есть родить. Мы читаем историю с сыном Иегуды Онаном, который отказывался дать возможность получающей стороне, то есть женщине, участвовать в процессе создания оболочки для низведения души в материальный мир и тем самым он нарушил данную заповедь.

«Но знал Онан, что семя будет не ему; и бывало, когда входил к жене брата своего, ронял (семя) на землю, чтобы не дать потомства брату своему.» Берешит 38:9

И нарушение его заключалось не в том, что он не хотел иметь детей, а в том, что он не захотел участвовать в процессе исправления единой души, в частности в исправлении ее одной из частей. Он не захотел быть участником процесса низведения души в мир материи, где она должна проходить свое исправление. Конечно в исполнении этой заповеди, рассматриваемой в данном аспекте, участвует как мужчина, так и женщина, но если говорить об очередности или о том, как происходит это действие, то первый этап этого процесса лежит на плечах мужчины, то есть отдающей составляющей. Второй этап уже за получающей стороной, то есть женщиной. Ну и третий этап, без которого, первые два не имеют никакого смысла — это оживотворение, то есть наполнение жизнью, того, что создали в процессе первого и второго этапа. Наполнение жизнью — это вхождение души в тело, которое пока ещё находится на самой начальной ступени своего формирования. Душа входит в тело, по примеру, описанному в Берешит 2:7. Нешама наполняет тело и оживляет, то есть низводит в тело, нефеш, но так как произошло разбиение души (грехопадение), нешама не остаётся во главе человеческой сущности, как это описывается в Берешит 2:7, а скрывается, то есть уходит в спящее состояние. Это спящее состояние, это галут для нее из которого она должна выйти.

Многие люди до конца не осознают и не понимают важность рождения человека, или имеют искаженное и поверхностное понимание. В большинстве случаев все зависит от уровня самих родителей, если родители живут на животном уровне, руководствуясь желаниями животного мира то и их желания, и восприятие реальности будет основано на том уровне развития на котором они живут. И в данном случае уровень развития не определяется уровнем знаний и количеством образований, или развитием талантов и даров (духовных и физических). Все это соответствует животной, эгоистичной составляющей человека. И поэтому все те знания и образования, а также дары и таланты, в своей основе будут имеет эгоистическое намерение, в котором все достижения и все развитие будут направлены на удовлетворение своего Я. Уровень развития определяется уровнем развития внутренней, духовной части человека и подъемом над своим Я.

Мы просто должны понять, что отношение родителей, или мужчины и женщины, к рождению ребенка, является следствием их понимания, соответствующего их уровню жизни. Поэтому люди воспринимают рождение человека, как продление своего рода; или заботу в будущем о себе, за счет рожденных детей; или как дань обществу и традициям и т.п. Все это соответствует эгоистичному, животному уровню развития человека. Но человек же это не животное, хотя и включает в себя животную составляющую. Поэтому и рождение имеет свое предназначение, далеко не соответствующее животному уровню развития человека.

Чтобы понять важность рождения человека в этом мире, почему и зачем он приходит в этот материальный мир, необходимо более тщательно разобраться. Для начала, во-первых, давайте рассмотрим сам процесс рождения человека. Мы не будем углубляться в физиологию рождения, а лишь частично затронем эту сторону появления человека. Давайте начнем с самого начала и по порядку. В первой главе книги Берешит говорится: «И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.». Творец сотворил человека – единое, цельное создание, включающее в себя мужчину и женщину. Это еще не был человек, в том представлении, в котором мы понимаем, так как не была сотворена еще плоть – материальная составляющая человека. Всевышний сотворил некую духовную субстанцию, заключающую в себе мужскую и женскую составляющие. Он назвал эту духовную субстанцию человек, Адам на иврите, от слова домэ (подобный).

«И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» Берешит 1:26

Но чему мог быть подобный человек, ведь Творец не имеет ни образа, ни формы. Подобие человека Творцу отображалось в подобиях свойств человека свойствам Творца. Человеческая духовная субстанция – это одно сплошное желание, состоящие из двух составляющих его желаний – желания отдавать (мужская составляющая человека) и желания получать (женская составляющая человека). Поэтому человек — это совокупность и соединение в единое целое, взаимодополняющих составляющих, в виде желания получать и желания отдавать.

Во второй главе книги Берешит, Творец совершает следующее действие в замысле по отношению человека. Он низводит эту духовную субстанцию, подобную по свойствам Ему и называющуюся человек, в низший материальный мир. Но давайте посмотрим, как интересно это происходило. Творец создает из материи материального мира материальную оболочку и называет ее тоже человек, Адам на иврите, но в этом уже случае от слова адама (земля), потом Он вдыхает в эту оболочку дыхание жизни (нешама), частичку Самого Себя, Своей сущности. И что происходит дальше? А дальше написано: «и стал человек душою живою». Вот тут и появляется эта духовная субстанция (душа), о которой говорилось в первой главе. Другими словами, произошло нисхождение человека в этот материальный мир, произошло его первое рождение, рождение в мире материи. Так рождается первый человек.

Дальше мы видим, как происходит некая трансформация одной из частей в процессе рождения человека. Всевышний разделяет человека на две части мужскую и женскую, это уже происходит в материальном мире. Но зачем? Чтобы они могли взять на себя ответственность и стать в дальнейшем соучастниками в процессе рождения человека. В чем это проявляется? Из выше сказанного мы выяснили, что снисхождение новой души, нового человека возможно лишь когда с цельным созданием, под названием человек, включающим в себе и мужчину и женщину, соединяется дыхание жизни (частичка самого Творца). Поэтому прежде чем Всевышний снизойдет частичкой себя в человека, мужчина и женщина должны воссоединится в единое целое, образовав единое творение под названием человек.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» Берешит 2:24

И вот тогда, когда мужчина и женщина соединяются в единое целое, создавая человека, в них входит нешама (дыхание жизни) и происходит снисхождение души человека в этот мир. И это снисхождение называется первое рождение человека. На примере первого человека Творец раскрыл принцип снисхождения души в материальный мир. Но участие в дальнейших снисхождениях душ он частично возложил на самого человека, привлекши его к самому участию в процессе рождения.

Рассмотрев, вкратце процесс рождения человека, мы можем сделать определенный вывод. Первое рождение человека (физическое рождение) – это снисхождение души в материальный мир, для исполнения своего предназначения, заключающегося в подъеме этой самой души до второго рождения (духовного рождения). При том, что человек должен достигнуть это духовное рождение, еще при жизни в физическом материальном мире. Духовное рождение – это подъем в вечный и бесконечный мир в соединение с Творцом. Достигая второго, духовного рождения, человек начинает жить в вечности, находясь еще в материальной оболочке мира материи. Это и есть, по сути смысл рождения в физическом мире. Подъем невозможен без спуска, а всякий спуск, предусматривает дальнейший подъем, хотя не гарантирует его. Физическое рождение человека, так называемое первое его рождение, является этим спуском, который после рождения, по мере развития человека (духовного развития, на уровне своей души), должен перерасти в подъем и второе духовное рождение. Человеческая душа, являющаяся по своей сути бессмертной и вечной, опускается во временный и конечный мир, ограниченный рамками времени, должна за определенный промежуток времени (человеческую жизнь), подняться опять в вечное и бессмертное пребывание в мире Творца.

Соответственно подъем не возможен без спуска и в данном случае назревает вопрос, что важнее спуск или подъем. Конечная цель жизни человека в материальном мире – это подъем и конечно подъем на первый взгляд покажется важнее, но он не возможен без спуска, снисхождения. Получается, что спуск важнее, ведь он приводит к подъёму, но и здесь тоже не всегда так просто. В большинстве случаев спуск остается спуском, потому что человек не совершает этот подъем в своей жизни. Но спуск дает человеку возможность и выбор совершить этот подъем. Поэтому несмотря на то, что цель это подъем – важнее спуск, который дает возможность совершить этот подъем. Другими словами, для еще не родившегося человека, важнее спуск, а для того, кто уже совершил этот спуск, на первый план выход подъем. При этом во время совершения своего подъема, человек должен совершить спуск другого человека, другой души в этот материальный мир, чтобы она прошла исправление и совершила свой подъем, спустив также другую душу для подъема.

Поэтому так важно рождение человека, потому что рождение человека – это снисхождение души в материальный мир, для ее исправления и подъема из конечного материального мира в бесконечный духовный мир.

Рассмотрев внешнюю часть данной заповеди, давайте теперь рассмотрим ее внутреннюю часть. פרו — переводится не только плодиться, но и давать плоды. А слово רבו можно перевести не только размножаться, но и увеличиваться, а также быть многочисленными. Тогда мы данную заповедь можем прочитать немного по-другому: «И благословил их Элохим, и сказал им Элохим: давайте (приносите) плоды и увеличивайте их, чтобы они были многочисленными …» Берешит 1:28. Сразу напрашивается вопрос, какие плоды человек должен приносить в своей жизни (мы не говорим сейчас о рождении детей, об этом мы уже поговорили выше)? Давайте разберемся.

Гематрия слова פרו — 286, такая гематрия у слова מומר мумар — заменять (страдательный залог, настоящее время, единственное число, мужской род). Страдательный залог показывает претерпевание объектом какого-либо действия. Данное слово нам помогает глубже понять, что значит приносить плод. В данном случае, приносить плод, говорит о том, что человек претерпевает внутри своей сущности некую замену. Что это за замена? Мы знаем, что при физическом рождении человека, душа человека приходит в этот мир в разбитом состоянии. Божественная часть души находится в спящем состоянии, в состоянии галута, а животная часть души, в своем неисправленном состоянии находится во главе человеческой сущности. Теперь человек должен начать совершать замену этого неправильного расположения частей его души внутри своей сущности. Он должен совершать возвращение к целостному состоянию своей души, тем самым приносить плоды этого возвращения. Данную заповедь мы читаем уже сразу после сотворения всех частей и уровней души человека. Если человек не совершает в своей жизни подъёма его божественной части души, над его животной частью души, проводя над последней исправление, он не исполняет заповедь «плодитесь и размножайтесь».

Вывод:
Данная заповедь, как и все последующие имеет внешнюю и внутреннюю части.
Внешняя часть заповеди «плодитесь и размножайтесь» — это в буквальном смысле, на уровне наших тел, производить рождение ребенка, то есть производить новую материальную оболочку, в которую может сойти новая душа. Внешняя часть заповеди позволяет совершить первое рождение человека — физического рождения.
Внутренняя часть заповеди «плодитесь и размножайтесь» — это приносить плод в процессе своего исправления, исправления разбитого состояния души человека, до состояния полного перерождения, то есть состояния целостности души человека. Внутренняя часть заповеди позволяет достигнуть человеком второго рождения — духовного рождения.
Поэтому каждый человек должен исполнять эту заповедь. И даже если он не в состоянии исполнить ее внешнюю часть (так как для этого необходимо соединение мужчины и женщины), он в состоянии исполнить ее внутреннюю часть (так как это происходит на уровне его духовной сущности, то есть души).

10.06.2021 Сергей Лемешаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *