Все предопределено, но человеку дан выбор
Все предопределено, но человеку дана свобода (выбора)…
Мишна. Пиркей Авот 3:19
Все предопределено, но дано человеку право выбора. Как может быть выбор, если все предопределено? Если все предопределено, то какой же, это тогда выбор. Какая-то не состыковка в суждении получается. Если мы посмотрим, в источники то поймем, что действительно все предопределено. В чем это проявляется? Это предопределяется тем, что все прийдет к уже предопределенной и озвученной цели. Если есть конечная точка пути и установленная направленность этого пути и Тот, кто ведет всех к конечной точке пути, пусть не всегда понятными способами для человека, тогда соответственно все и предопределено. А где же тогда выбор, если нас ведут в определенном процессе, к определенной цели?
И, что самое интересное – это то, что хотим мы этого или нет, понимаем мы это или нет, мы прийдем к этой цели. А где же свобода воли человека, где-же его выбор? Неужели мы безвольные существа, не имеющие свободы выбора? Конечно нет, человек создан с возможностью делать выбор, он имеет свободу воли, потому что сам Творец вложил в него эти качества. Тогда как понять и соединить воедино понятие все предопределено и дано человеку право выбора? Давайте разберемся.
Всевышний запустил процесс создания человека. Человек еще не создан, в том виде, в котором он должен быть по замыслу Творца. Запущен процесс, который еще не закончен, но конечная цель нам ясна и понятна. Конечная цель – это совершенное, высшее творение в полностью исправленном состоянии, которое позволяет ему постоянно пребывать в раскрытом присутствии Творца, конечно в той мере, в которой это возможно. Другими словами, конечная цель – это восстановление состояния первого человека, состояние соединения разбиения единой души, в целостное состояние, которое позволяет возвратиться человеку в Эдемский сад (в явное и раскрытое присутствие Творца). Поэтому есть определенный план на жизнь человека, так сказать определенный путь, который предопределен для человека. И хочет он этого или нет, он все равно его пройдет, не в этой жизни так в другой.
Нам, как человечеству не удастся избежать этого пути, так все изначально запланировано и предопределено. Мы идем по этому пути, даже если мы не осознаем это. Нам многое не видно, поэтому и непонятно. И в этом предопределенном пути, вернее сказать в его рамках, мы и имеем выбор. Продвижение по этому пути и зависит от нашего выбора. Можно сказать, что в рамках одного пути, за пределы которого никто выйти не может, есть еще два пути и именно между ними человек и делает выбор, выбор по какому пути идти. Но все это в рамках того, что предопределено. Это подобно туннелю, имеющему только один выход, в котором есть две параллельные дороги ведущие к этому выходу. Но по одной дороге ветер дует по направлению к выходу, в спину идущему, а по другой, по направлению от выхода, навстречу идущему. Назад дороги нет, проход закрыт, идти можно только вперед.
Человек, когда выходит из материнской утробы, для него уже нет пути обратно, только путь вперед, при том хочет он или нет, он будет расти и развиваться, другими словами идти вперед от начальной точки своего пути. Поэтому, когда мы приходим в этот мир, наша душа спускается в материальную оболочку в мире материи, мы входим в этот туннель и за нами закрывается вход и открывается путь к выходу на другом конце туннеля. Вот здесь и проявляется то, что все предопределено, так как путь один, туннель один и выход, другими словами конечная цель, одна. Остается только идти по этому туннелю другого выбора нет. Но при этом у человека все-таки есть свобода выбора в том, чтобы выбирать одну из дорог в самом туннеле по которой идти.
Он может выбирать идти ему по пути с попутным ветром или идти ему по пути против ветра. На пути против ветра его ждут различные наслаждения, удовлетворяющие его эгоистические, животные и плотские потребности. Идя этим путем, он может получать всевозможные наслаждения – еда, секс, богатство, власть, слава и многое другое. Но он идет против ветра, а ветер летящий на встречу человеку иногда несет в своих порывах разные предметы, которые с потоками и порывами ветра попадают в человека, ударяют его, нанося ему разные травмы и увечья. Этот путь с одной стороны сладок, но с другой стороны наполнен множеством ударов или другими словами наказаний. Это путь суда.
Конечно человек в начале своего пути даже не раздумывая выбирает эту дорогу, он еще не осознает, что на этом пути его ждут не только наслаждения, но и постоянные удары. Он идет по этому пути, получая наслаждения и удовлетворяя свои желания, но при этом и получая периодически удары, которые приносит встречный ветер. Со временем эти удары усиливаются. Иногда они становятся меньше, иногда они становятся сильнее. А иногда бывает так, что один из таких ударов вообще останавливает человека на своем пути. Другими словами, если говорить на уровне физической жизни, человек просто умирает. Но как правило так происходит не сразу, а только если человек несмотря на все удары, продолжает идти по этому пути.
Когда ему становиться уже трудно выносить эти удары, они начинают преобладать над теми мнимыми наслаждениями, которые его прельщают на этом пути, он делает выбор пойти по соседней дороге. На ней нет всех этих наслаждений, которые есть на пути, по которому он шел, но и нет всех этих ударов. Сейчас именно удары заставляют его оставить наслаждения и перейти на соседнюю дорогу. Он переходит на нее не из-за того, что не хочет получать наслаждения от всего того, что дает ему тот путь, он просто хочет сбежать от ударов и наказаний. Он начинает идти по дороге, где ветер дует в спину, облегчаю путь идущему, немного подталкивая его вперед. Но человек ведь сошел с соседней дороги не из-за того, что потерял вкус к тем наслаждениям, а из-за боли от постоянных ударов, сопровождавших тот путь.
Поэтому, как только стихает боль от ударов опять появляется желание, которое получало удовольствие от наслаждений на соседнем пути. Оно никуда не делось, просто боль от ударов в какой-то момент немного его притупило. А сейчас уже этой боли нет, но желание есть, а наслаждений, восполняющих это желание, на этом пути нет. И человек, уже забыв про боль от ударов, ведомый желанием получать удовольствия, которые он раньше получал, возвращается на изначальный путь, по которому он шел. И это есть выбор человека. Конечно получив опять наряду с наслаждениями, порцию ударов, он опять делает выбор уйти с этого пути и пойти по пути осознания, а не наказания. Так постепенно человек идет по этому туннелю – предопределенному пути, переходя с одного пути на другой.
Переходя с одного пути на другой, он с каждым разом все меньше времени проводит на пути наслаждений и наказаний, а все больше времени проводит, идя по пути осознания. И так он постепенно переходит на путь с попутным ветром, на путь осознания. Вот так в рамках одного предопределенного пути, имеющего конечную цель, к которой прийдет человек, есть две дороги, имеющие одно направление движения, но разные методы воздействия на идущего. И между двумя этими дорогами у человека и есть выбор. Другими словами, он может выбирать идти ему путем суда или милости, идти ему путем наказания или путем осознания, к конечной цели, которая изначально предопределена Всевышним.
Если говорить с позиции человека, с позиции его духовной сущности, с позиции его души, то человек делает выбор между двумя частями своей души, между животной частью души, ее желаниями и божественной частью души, ее желаниями. Идти путем восполнения неисправленных желаний своей неисправленной животной части души человека или идти путем восполнения желаний божественной части души человека. Предопределенный путь человека – это путь, конечной целью которого является его духовное рождение, состояние воссоединения двух частей души человека в единое целостное состояния, в котором во главе человеческой сущности находится божественная составляющая часть души человека, а под ней исправленная животная составляющая часть души человека.
Когда мы выбираем путь наслаждений, мы выбираем путь восполнения желаний неисправленной животной части души человека, восполняя которые мы параллельно с этим получаем и удары. Тогда под давлением проблем и обстоятельств, мы начинаем переходить на другой путь, делаем выбор в пользу пути осознания, на котором наши желания неисправленной животной части души человека пройдут исправления и станут полностью исправленными. В данном случае мы выбираем путь своего духовного развития, а это выбор в пользу божественной части души человека.
Сказал рабби Иегошуа бен Хананья: «Однажды я шел по дороге и увидел мальчика, сидящего у развилки. Спросил его: «Какая дорога ведет в город?» – «Эта короткая, но длинная, а та длинная, но короткая», – ответил он. Пошел я по той, что короткая, но длинная, и, дойдя до города, увидел сады с огородами, его окружающие, которые усложняли мой путь. Вернулся назад и упрекнул мальчика: «Сын мой, а ведь ты сказал, что эта дорога короткая». – «А то, что она длинная, не говорил я тебе?»…»
Вавилонский Талмуд, Эрувин 53б
Человек делает выбор или идти коротким, но длинным путем или идти длинным, но коротким путем. Другими словами, он делает выбор идти или от Творца к своему Я, или от своего Я к Творцу. При том, что короткий, но длинный путь – это путь от Творца к своему Я. А длинный, но короткий путь – это путь от своего Я к Творцу. При этом все равно все прийдет к одному завершению и к одной цели – оба пути приведут к Творцу. Но первый вроде бы короткий, потому что направлен к своему Я, а наше Я всегда близко к нам, но он окажется более длинный, потому что через удары все равно заставит нас постепенно уйти от нашего Я и прийти к Творцу.
Второй путь, на первый взгляд кажется длинным, потому что мы уходим от нашего Я и чем дальше мы уходим, тем больше становится расстояние и тем длиннее нам кажется путь. Но чем длиннее наш путь от нашего Я, тем короче наш путь становится к Творцу. И наоборот, чем короче наш путь, когда мы направляемся в сторону нашего Я, тем длиннее становится наш путь по отношению к Творцу. Все предопределено – мы все прийдем к Творцу, в полном исправленном состоянии, иначе к Нему нельзя прийти. Но дана человеку свобода выбора – но каким путем человек прийдет к предопределенному свыше, зависит от самого человека – или коротким, но длинным путем или длинным, но коротким путем. В этом и заключается свобода выбора человека.
12.05.2020 г. Иссахар Лемешаев