Богобоязненность — страх Божий
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: «Зачем я живу? В чем смысл моей жизни? И как жить человеку, чтобы достигнуть полноценного счастья и удовлетворения от прожитых лет?». Мы все стремимся к миру и стремимся достигнуть состояния под названием шалом. Состояния, в котором мы придем к целостности и настоящему наслаждению, в котором найдем полное удовлетворение, несмотря на то, что мы имеем или не имеем в материальном аспекте нашей жизни. Каждый человек, на каком бы уровне своего развития не находился, стремиться обрести целостность и гармонию во всех сферах своего бытия. Задавали ли мы вопрос: «А какой путь приведет меня к состоянию под названием шалом? Каким путем мне нужно идти, чтобы прожить эту жизнь правильно и при этом насладившись ей, а не уставши от нее, исполнить свое предназначение и раскрыть свое призвание?». И, наверное, самый главный вопрос: «А есть ли вообще такой путь? В нашем несовершенном мире, среди хаоса и тотального эгоизма, можно ли быть счастливым?».
Мы говорим не о ложном счастье, которое якобы дают деньги, положение, власть — нет все это низменно, временно и не способно удовлетворить нашу вечную душу. Если же этот путь есть, то что же это за путь?
«Послушаем всему заключенье: Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом — вся (суть) человека.»
Коhелет 12:13
Вот это и есть тот истинный путь, который приведет человека к истинному, полноценному хождению перед Б-гом и служению Всевышнему и приведет соответственно к жизни полной смысла и истинного наслаждения. Страх Божий есть основа нашей жизни и нашего служения Всевышнему и людям. Но знаем ли мы до конца, что такое страх Божий. Давайте разберемся. Для начала давайте рассмотрим и поймём, что такое страх. Страх — это эмоциональное ощущение испуга, ужаса, несчастья или неудачи в общем нашем понимании. Понятия страха, о котором говориться в Танахе и других святых книгах значительно шире, особенно когда речь идёт о страхе Божьем. Страх Божий — это почтение, смешанное с трепетом. Другими словами, страх Божий — это трепетное почитание и уважение Всевышнего, которое неизбежно проявляется в добрых делах и святой жизни.
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.»
Брит Хадаша 2-е Коринфянам 7:1
Само имя Всевышнего — Эль, Элохим, встречается в Танахе намного чаще чем четырехбуквенное имя (Тетраграмматон) и переводится могущественный, достойный почитания, достойный поклонения. Идя этим путем человек совершает, творит святыню, другими словами освящает свою жизнь и все, что его окружает. Но сразу же возникает вопрос: «Зачем было писать страх Божий, а не почтение или уважение Божье?» Почему применяется понятие страха, которое в сущности есть боязнь чего-то плохого, что может с нами случиться, принеся нам какой-то вред? Не проще было бы сказать: «Имей почтение к Б-гу или трепет Божий.» почему? Вот тут-то мы и подошли к тому, чтобы понять с чего начинается страх Божий, и что почтение и трепет есть вытекающие и заключительные составляющие этого понятия, как страх Божий. И если же страх Божий заканчивается истинным почитанием и трепетом, во всех сферах нашей жизни, то с чего же он начинается?
Да мы знаем, что Всевышний есть Б-г могущественный, всесильный, всемогущий, что нет иных Б-гов, Он есть Творец и источник всего живого, всего мироздания. И при всем этом понимании мы все равно не имеем того глубокого, осознанного и настоящего трепета и почитания. Почему? Потому что начало страха Божьего, которое приводит нас к трепету и прочтению, а значит и к более глубокой связи с Ним — это страх греха. Бояться Бога — это значит бояться греха и настоящая богобоязненность — это боязнь согрешить. Вот поэтому написано страх Божий. Почему мы должны бояться греха? Грех (хет) — это недостаточность, опасность не дойти до степени совершенства, возложенной на человека (нехватка, недостаток). Когда мы согрешаем, мы допускаем в свою жизнь эту недостаточность, мы теряем связь с Творцом и при этом возникает опасность того, что мы можем не достигнуть той степени совершенства, того уровня хождения и жизни с Б-гом, который должны достигнуть.
Вот почему страх Божий начало мудрости и вообще жизни. Вот почему у многих людей называющих себя верующими людьми в жизни ничего не происходит или происходит много нехорошего. А все потому что люди не боятся грешить, они больше боятся наказания, чем того поступка, что совершили, думая, что наказания можно избежать, а то, что происходит в сам момент согрешения, человек до конца не понимает.
О страхе Божьем
Р. Ханина бен Доса, говорил: У кого грехобоязнь предшествует его учености, у того ученость прочная; а у кого ученость его предшествовала его грехобоязни, у того ученость непрочная. (Пиркей Авот, 3, 11).
«Дабы научался бояться Превечного, Бога своего, соблюдать все слова учения сего». (Дварим 17:19). Из этого следует, что учение ведет к богобоязни, богобоязнь к соблюдению, соблюдение к исполнению заповедей. (Сифри, Дварим. 161).
Кто сведущ, но не знает грехобоязни, — не знает ничего: все равно, как плотник без своих орудий не плотник; потому что вместилище учения грехобоязнь, как сказано: Страх Божий его хранилище. (Шмот раба 40).
Кто богобоязлив, того слова имеют у всех вес, как сказано: (Коhелет 12:13) «Последнее слово: все слушаются того, кто Бога боится». (Брахот 8).
Человек ученый, но не знающий страха Божия, подобен домоправителю, которому ключи от внутренних покоев переданы, а ключи от наружных не переданы. — Через какие же двери он войдет в дом?.. (Шабат 31б).
Р. Янай восклицал: Жаль тех, которые, не имея жилища, делают к нему ворота. (Шабат 11).
Человек не должен вести себя гордо пред Вездесущим, потому что гордящийся пред Ним будет посрамлен. (Бамидбар раба 4).
Корень благочестия — страх Божий, т. е. когда человек, почувствовав влечение к какому ни будь наслаждению, отказывается от него, не из опасения наказания или из расчета на возмездие в сем или будущем мире, а из страха не быть твердым в любви к Создателю, как сказано: (Дварим 18:13) «Будь верен Превечному Богу твоему». (Сефер Хассидим 12).
При богобоязни следует быть изобретательным, т. е. следует придумывать верные способы к исправлению света и прославлению Неба; а слова богобоязненного человека, в конце концов, приобретают себе слушателей. (Сефер Хассидим 13).
Нарочитая молчаливость — признак страха. Кто боится Бога, Который слышит его, видит его, знает его и проникает в душу его, и, вследствие этого, молчит в страхе пред Ним, тот обнаруживает сугубый страх; но кто, зазнавшись, возвышает голос свой, тот вредит своей богобоязни забывая пред кем он стоит. Он подобен слепому, стоящему пред царем; не видя, кто пред ним, он предается многословию и никого не боится. Кто из страха молчит, тот не скоро согрешит. (Сефер Хассидим 36).
Страх Божий из страха наказания не особенно дорог Вездесущему, потому что человек, имеющий такой страх, подобен ребенку, боящемуся плетки в руках отца или учителя, которые могут наказать его. И так, человек, служащий Господу из опасения наказания, не служит Ему вовсе; а нужно, чтобы человек служил Ему, страшась самого греха, его гнусности и чтобы он боялся делать что ни будь против воли Бога, потому что должно служить Ему, любить Его и исполнять все Его заповеди из благоговения к Его величию. Такая боязнь есть страх из любви, подобно тому, как верный друг боится преступить волю своего любимого друга, не во избежание наказания, а потому что любит своего друга и не хочет огорчить его чем ни будь. (Мишват Хахамим 8).
2.06.2011 г. Иссахар Лемешаев