Недельная глава Ки Теце — «Не заграждай рта быку, когда он молотит»
Дварим 25:4 «Не заграждай рта быку, когда он молотит.»
Данная заповедь (Ло лахсом бехема…) — это заповедь, запрещающая жестоко относиться к животному. Это ее внешняя часть, которая запрещает в буквальном смысле плохо относиться к животным. Так как животные являются частью животного мира, а человеку дана власть от Творца над животным, растительным мирами и неживой материей, то человек должен заботиться о том, над чем ему дана власть. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»
Берешит 1-26:28 Сотворив человека, Всевышний определяет для человека ряд задач, которые он должен выполнять, чтобы совершать свое предназначение. В данном месте и говорится о власти, которой был наделен человек. И не просто говорится, а перечисляется то, над чем и кем, он имеет власть. Человеку дана власть над всею землею, что значит ему дана власть над неживым и растительным миром, а также над теми, кто обитает в воде, на суше и в воздухе, другими словами над животным миром. Всевышний дал человеку власть, сказав ему, что он должен, во-первых, обладать землею, другими словами взять ответственность за неживой и растительный миры, чтобы возделывать ее, заботится о ней, жить с ней в гармонии, так как сам является частью ее (Адам от слова адама земля), человеческое тело является частью неживого мира. Если в человеке главенствует нефеш, то он безрассудно поглощает все, что может дать неживой, растительный и животный миры, при этом разрушая их и нанося непоправимый им вред. А если в человеке главенствует нешама, альтруистическая часть души человека, то он бережно относится к неживому, растительному и животному мирам, живя с ним в гармонии, используя лишь то, что необходимо ему для поддержания своей жизнедеятельности на уровне физической жизни в материальном мире. Неживой, растительный и животные миры подчинены человеку, но от того на каком уровне своего развития он находится, какая часть его души главенствует в нем, будет зависеть как будет проявляться власть над данными мирами. В случае проявления власти на уровне нефеш, последствия могут привести к разрушению и уничтожению, так как данный уровень, человеческой сущности характеризуется непрерывным и неконтролируемым процессом поглощения и насыщения желания получения ради себя, которое невозможно наполнить. В случае, когда во главе человеческой сущности стоит нешама, власть будет проявляться как служение, так как сущность любого служения – это восполнение нужд другого.
Также это заповедь относиться и к нашей животной части души. Животная часть души человека — это желание получать. Это желание дано нам Творцом, а вернее создано Творцом, и оно нам необходимо для того чтобы мы могли получать свет, свыше исходящий от Творца. И к этому желанию нужно хорошо относиться. Что значит хорошо? Это значит не во вред ему. Мы вредим данному желанию получать, когда мы используем его для эгоистического намерения. Когда мы его используем для альтруистического намерения, мы делаем благо для этого желания, мы заботимся о нем.