Духовное развитиеСтатьи

Пять уровней души человека — НаРаНХаЙ

Что есть человек, что Ты поставил его во главу всех своих творений? В чем заключается его предназначение, что Всевышний сделал его высшим из всех созданных им творений? Может его предназначение сокрыто в его внутреннем устройстве, в том, как он устроен в своей духовной сущности? Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Чтобы прийти к человеку, к тому как он был сотворен и какое его предназначение, необходимо вкратце посмотреть, что происходило до того, как был создан человек. В Берешит написано, что человек был сотворен в шестой день, а в седьмой день наступил Шабат, и Всевышний ничего не творил нового. Значит человек был завершающей ступенью в процессе творения. До этого мы видим, как на протяжении пяти дней происходит процесс творений. Но среди этих процессов мы видим, что происходит не только создание чего-то нового, но и происходят разделения уже созданных вещей. Если мы внимательно прочитаем, то увидим, что таких разделений, то есть отделений одного от другого, было три – отделение света от тьмы; отделение воды, которая под твердью, от воды, которая над твердью и отделение дня от ночи. Другими словами, мы видим, что Всевышний создает некое пространство, которое потом начинает разделять. Вначале происходит разделение этого пространства на две составляющие, одна является светом, вторая является тьмой, потому что относительно самого Создателя она находится дальше чем та составляющая, которая называется светом. Стоит сразу отметить, как происходит определение тьмы. Все то, что находится дальше предшествовавшего ему уровню, относительно начальной точки, то есть Творца, является тьмой для уровня, который ближе него относительно отправной точки. И этот принцип действует в рамках данного пространства, которое сотворил Творец, так как вне рамок этого пространства есть только Творец, равномерно заполняющий все собой.

Если за пример взять лестничные ступеньки между первым и вторым этажами и за отправную точку взять второй этаж, то к примеру третья ступенька будет являться тьмой для предшествующей ей второй ступеньке, так как она дальше чем вторая отдалена от отправной точки. В свою очередь четвертая ступенька будет являться тьмой для предшествующей ей третьей ступеньке, так как в отношении третьей ступеньке она дальше находится от отправной точки. Это же мы наблюдаем и в процессе сотворения описанного в первой главе Берешит с последующими разделениями, то есть удалением от отправной точки творения. В первый же день творения происходит первое разделение на две части сотворенного пространства. Та часть, что была ближе к источнику творения, по отношению к части, которая оказалась дальше от источника, называется светом, а та часть, которая оказалась дальше от Творца, по отношению к той части, что оказалась ближе, называется тьмой. Дальше мы видим, как происходит следующее разделение, уже той части, которая называется тьмой. В этом разделении происходит то, что происходило и при предыдущем разделении. Теперь та ступень, которую мы называли тьмой разделилась на две части. Та часть, которая осталась ближе к Творцу, стала светом, относительно той части, что стала дальше. При этом относительно предыдущей части она осталась тьмой. А та часть что стала дальше всего стала тьмой для той части с которой она разделилась, а для предыдущей части она стала как бы вдвойне тьмой. То же самое произошло и при третьем разделении, после которого самая последняя часть оказалась дальше всего от отправной точки, то есть от Своего Создателя и относительно Его и всех предыдущих частей оказалась самой сильной тьмой. Весь этот процесс раскрывает нам ступени постепенного сокрытия Творца до нашего материального мира, который является самым удаленным миром от Создателя. И завершающим творением всего этого процесса с разделениями является человек.  

Почему прежде чем говорить об внутреннем устройстве человека, мы вкратце рассмотрели все то, что происходило до появления человека. Потому что все эти сокращения, которые происходили до человека, напрямую связаны с предназначением человека и его внутренним устройством. Перед тем как мы начнем разбирать устройство человека, стоит также заметить, что все эти сокращения имеют в общей сложности от самой первой ступени, самой отдаленной от Творца, до самой последней, символизирующей полное исправление – 125 ступеней. Если мы посмотрим, то первое сокращение было в первый день творения, второе сокращение во второй день творения и третье сокращение в четвертый день творения. Из этого мы можем получить количество ступеней во всех этих сокращениях. Первое сокращение в первый день – это 1, второе сокращение во второй день – это 2, третье сокращение в четвертый день – это 4.  Соединив эти числа в той последовательности в которой, они получились, мы получим число 124. Это число ступеней исправления этих сокращений, а 125 ступень – это уже полностью исправленное состояние. И в данном случае мы видим, что человек являясь венцом творений, является прообразом данной 125 ступени. Но дальше мы видим, что происходит обратное, человек становиться не на самом верху, а в самом низу и теперь ему предстоит пройти эти 125 ступеней исправления, чтобы пройти все те сокращения и сокрытия, дойдя до полного слияния со своим Создателем. А именно внутренне устройство человека раскрывает нам путь и все его этапы, которые человеку необходимо пройти. Теперь давайте уже разберемся с самим человеком. Мы видим изначально описание создания человека, в данном случае мы используем то, что написано во второй главе Берешит, так как это происходит уже в нашем мире, в котором человеку необходимо обличение в виде физического тела.

«И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание (נשמה, нешама ивр. – дыхание, дух, душа) жизни,и стал человек существом (נפש, нефеш ивр. – душа) живым (חיה, хая ивр. – душа, жизнь).» Тора, Берешит (Бытие) 2:7

Из этого стиха мы можем увидеть, как был сотворен первый человек – Адам ришон. Мы видим, что Всевышний сотворил человека (Адам на ивр.), из праха земного, другими словами из неживой материи этого физического мира. Адам — ‏אדם‏‎‎‎ — человек, однокоренное со словом אדמה ‏‎‎‎- адама – земля и דומם домем – неживой, неодушевленный. Здесь мы видим первый этап в процессе сотворения человека – создание его физического тела. Вторым этапом процесса сотворения человека, мы видим — и вдунул в него дыхание жизни. Это нешама – дыхание жизни (Адам — אדם‎‎‎ — человек, однокоренное со словом דומה домэ — подобный), это божественная составляющая части души человека, подобная по своиим своййствам своему Создателю. И в конце концов – и стал человек живым существом. Это нефеш, животная часть души человека (נפש — нефеш – душа). Из этого следует, что Творец создал тело, физическую оболочку для пребывания в мире материи, добавил в нее частицу Себя, это нешама, дыхание жизни (Дух Божий создал меня, и дыхание (נשמה — нешама) Вседержителя дало мне жизнь. (Иов 33:4) и ожила нефеш в материальной оболочке в нашем физическом мире. Что значит ожила, что она получается не живая? Нет конечно, она живая, в данном случае ожила вся эта конструкция, состоящая из души со всеми ее частями и тела. В данном стихе мы видим, еще одну из частей нашей души – это хая (חיה, хая – душа, жизнь). Именно наличие ее в человеческой сущности говорит о том, что человеческая сущность находится в состоянии человеческой жизни, а не животного существования. И она открывается в человеке, когда его внутреннее устройство находится в целостном состоянии, каждая из частей его сущности находится на своем месте. В данном процессе мы может увидеть правильное расположение частей человеческой сущности. Самая низкая часть – это наша материальная оболочка, наше тело. Как мы говорили выше это сама по себе неживая часть, можно сказать мертвая часть. Она соответствует неживой, то есть неодушевленной материи нашего мира.

НЕФЕШ

Следующей частью после нашего тела идет наша животная часть души – нефеш. Животная часть души значит его эгоистическая составляющая, это и есть дурное начало в человеке. Дурное начало – это желание насладиться ради себя, это желание получать только ради себя, другими словами это что не наесть чистый эгоизм. Почему мы называем ее животной частью человеческой души, потому что написано, что у всех животных, также присутствует данная часть.

«И сказал Б-г: да произведет вода пресмыкающихся, душу (נפש — нефеш – душа) живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Б-г рыб больших и всякую душу (נפש — нефеш – душа) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Б-г, что это хорошо. И сказал Б-г: да произведет земля душу (נפש — нефеш – душа) живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.» Тора, Берешит (Бытие) 1:20,21,24

Мы видим, что творения, относящиеся к животному миру, наделены душой, которая на иврите называется нефеш. Поэтому нефеш, мы называем животной частью человеческой души, так как мы видим ее наличие в человеческой сущности. На основе жизни животных, а правильнее сказать желаний, которыми они руководствуются мы можем понять саму сущность души – нефеш. Ее сущность основана на восполнении желаний, направленных на самого себя. Но в животных эти желания имеют некий барьер, выше которого они не поднимаются, в отличии от человека. Это является причиной разного предназначения человека и животного, а также разного положения в градации божьих творений, где человек является вершиной всего сотворенного. Поэтому в человеке эти желания, отображающие животную часть его души, имеют более высокие уровни, чем на уровне животного мира, хотя по своей сущности, то есть направленности и цели, они одинаковы. На уровне животного мира, животная душа – нефеш, имеет желания направленные на поддержания жизнедеятельности своего тела – это пища, также она имеет желания характеризующееся как, желание сохранения своего вида, то есть продолжение своего рода – это иметь потомство. Кроме этого конечно и животным присуще желание власти, но только для полноценного удовлетворения первых двух, основополагающих желаний животной сущности. На уровне человека, животная часть души человека, тоже имеет все те желания, которые есть у животных. Желания направленные на поддержание жизнедеятельности человеческого тела – это еда, секс и продолжение рода (сохранения своего вида). Но наряду с этим у человека, на уровне его животной части души присутствуют также желания обогащения, власти, славы и знаний, чего нет у животных, за исключением примитивного уровня желания власти.

РУАХ

Следующим уровнем в человеческой сущности, после тела и нефеш идет руах. В Берешит 2:7 явно мы не видим раскрытие этой части, но в других местах Танаха мы находим этому подтверждение.

«все, что имело дыхание (נשמה — нешама) духа (רוח – руах) жизни в ноздрях своих на суше, умерло.» Тора, Берешит (Бытие) 7:22

В данном стихе мы видим, наличие руах в человеке и видим не просто его наличие, а то место, которое эта часть занимает в человеческой сущности. В Берешит 2:7 мы видим, что создается тело, первой в нем появляется нешама – дыхание жизни, она оживляет, то есть спускает в тело животную часть души – нефеш. Из этого следует, что она, нешама идет первая, другими словами она выше, той части (нефеш), которая появилась после нее, в процессе устройства человеческой сущности. Также мы видим, что она является частью Всевышнего, который есть превыше всего и тем более животного творения, к которому частично относится нефеш. Кроме этого, завершение всего этого процесса создания заканчивается словом хая, то есть и нефеш, и нешама обличаются еще в одну часть нашей души под названием хая (חיה, хая – душа, жизнь). Поэтому из данного стиха мы можем увидеть, что человеческая душа состоит из нефеш, нешама и хая. Но в Берешит 7:22 мы видим, что перед нешама есть еще одна часть – это руах.  Руах – это часть души, которая производит связь между нешама и нефеш.

«Дух (רוח – руах) Божий создал меня, и дыхание (נשמה — нешама) Вседержителя дало мне жизнь. (Иов 33:4)

Из этого стиха мы видим, общую направленность двух этих частей в процессе сотворения человека, а точнее оживления его животной части души, нефеш. Мы читаем сначала руах создал меня, то есть он был первым, или по-другому если сказать был ближе к нефеш, а потом через это создание, то есть через руах, нешама оживила нефеш. И во всем этом процессе мы видим последовательную связь всех этих частей.

Тело – Нефеш – Руах – Нешама – Хая

НЕШАМА

Следующей частью нашей души после руах идет нешама. Нешама – это божественная часть нашей души, которая является частичкой самого Всевышнего. Именно благодаря ей происходит первое рождение человека, благодаря ее присутствию в человеческой сущности, эта сущность живет и существует, даже когда находится в разбитом состоянии. Именно она должна главенствовать в человеке. Но так как после разбиения души (грехопадения) нешама находится в состоянии изгнания, в состоянии сна, в человеческой сущности нарушается весь порядок расположения ее составляющих частей. При создании человека Всевышний создал душу (животную ее часть — нефеш), поместил ее в материальную оболочку (тело) и оживил все это вдохнув дыхание жизни (нешама), добавил божественную часть души человека. Все это происходит в момент зачатия человека, между мужчиной и женщиной. Человек находясь в материальном мире имеет четыре составляющие своей сущности — духовную (нешама (божественная часть души); руах (связующая часть между божественной и животной частями души); нефеш (животная часть души) и материальную (физическое тело человека). В разный период развития человека, эти составляющие занимают определенное место в человеке. В самом начале (в период физического зачатия) главенствующее положение в человеке занимает его материальная составляющая (его плоть), которая отображает неживой мир — мир материи. Этот период недолог в этапе развития человека. Он характеризуется очень особенным действием, давайте посмотрим каким. Если мы внимательно посмотрим на процесс создания человека, то мы увидим, что сначала была создана единая душа (И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его), дальше происходит ее разделение, то есть выделение из нее части нефеш, для последующего исправления. Потом Творец создаёт в материальном мире материальную оболочку (тело) и дальше Он вдыхает дыхание жизни (снисходит в тело нешама) и она низводит нефеш, помещая и оживляя

ее вместе с телом. Вот именно в этот момент во главе человека находится тело. Но когда нисходит нефеш в материальный мир, начинается процесс физического вынашивания, когда нефеш начинает подъем, восходя на место, занимаемое телом. И если она совершает этот подъем восходя на первое место в человеке (во главу его), конец и завершение этого подъёма, называется — физическое рождение человека. Человек рождается в этом материальном мире с разбитой на две части душой. Процесс зачатия человека — это процесс низведения души человека в материальный мир. При том, что нисходит сначала божественная часть души человека, низводя за собой животную часть. И если не сойдёт божественная часть, то и животная часть не сможет сойти. Животная часть души спускается в мир материи, чтобы через ее исправление, она могла совершить подъем. Но, как и нисхождение в материальный мир невозможно без божественной части души (нешама), так и подъем невозможен без нее. Она низводит нефеш (животную часть души человека) и она же и поднимает ее, но только лишь в том случае, когда ей позволяют через рождение и развитие, занять главенствующее положение в человеке. Если человек начинает духовно развиваться, то его божественная часть души (нешама) пробуждается, постепенно входя в состояние духовного зачатия человека и по мере развития, в состояние духовного вынашивания. В эти периоды человек может начать ощущать ее, через альтруистические желания. Но несмотря на это в большинстве человек ощущает свою неисправленную нефеш, своё неисправленное эгоистическое естество, через эгоистические желания. В этом состоянии человек не может ощутить свою душу, он может ощутить лишь ее составляющие части. Только, когда человек достигает духовного рождения, другими словами воссоздания внутри своего физического тела, целостного состояния своей души, он может начать ощущать свою душу. В нем происходит второе рождение, его душа дойдя до целостного состояния оживает, а значит в ней появляется настоящая жизнь. При этом рождении душа обретает или можно сказать раскрывает в своей человеческой сущности уровень хая. В данный момент происходит восстановление порядка внутри человеческой сущности: Тело – Нефеш – Руах – Нешама – Хая.

Только тогда, когда человек восстанавливает внутри себя душу, во-первых, он достигает уровня человек. И теперь его можно назвать человеком, до этого, по своей сущности он был эгоистическим животным. Во-вторых, достигая в своем развитии уровня своей души, человеку открывается доступ к внутреннему пониманию Торы. Почему это происходит? Потому что нешама — божественная часть души человека становится во главе человека и воздействие света, происходит через нее на нефеш, тело и окружающий мир. Идёт прямое, не искаженное восприятие, а при таком восприятии и передаче возможно раскрытие более глубокого понимания и мудрости. Но когда человек не восстановил свою душу, во главе его находится нефеш (животная часть души человека) с неисправленными желаниями и через нее проходит воздействие света, она является фильтром. А так как это эгоистический фильтр, то соответственно он может искажать информацию или применять ее не по назначению, поэтому в данном случае, внутренняя часть Торы закрыта для такого человека. Это состояние можно назвать периодом младенчества. Человек должен развиваться духовно, подымать свою нешама во главу своей внутренней сущности и по мере подъёма нешама, в человеке происходит трансформация его желаний. Желания получать ради себя (эгоистические желания) трансформируются в желания получать ради отдачи (альтруистические желания). При этом желание получать никуда не девается в человеке (его эгоизм никуда не девается), человек сотворён с этим желанием, это его сущность. Но конечный результат этого желания зависит от того, кто стоит во главе человека. Поэтому по мере подъёма нешама во главу человека, происходит и изменение преломления света Творца, от суда к милости, при том, что суд и есть милость, но через наказание, а подъем нешама ведёт к милости через осознание.

ХАЯ

Данная часть души человека, говорит о том, что в человеке восстановлена целостность его души на уровне индивида. Данное состояние мы видим в человеке до процесса разделения его, то есть грехопадения, когда душа раскололась на две части и нижняя часть, нефеш взошла во главу человека, а нешама, к которой прилеплена руах, ушла в изгнание, в состояние сна. В этот момент, в момент разбиения, первый человек утратил жизнь, то есть частицу своей души под названием хая, что конечно и отразилось на физической жизни в том, что тело человека стало смертно.

Пять уровней души человека - НаРаНХаЙ - Сергей Лемешаев

Когда в человеке появляется данная часть души, человек по-настоящему оживает, происходит его полное возрождение от старого, разбитого и греховного состояния, с которого начинался его жизненный путь в физическом мире. Только сейчас человек начинает по-настоящему жить, а не существовать. С раскрытие в душе данного уровня человек переживает состояние воскрешения из мертвых. Почему? Потому что именно эта часть души, приобретаемая после восхождения нешама во главу человека, говорит о том, что человек становится живым, и значит, что до этого он был мертвым, несмотря на видимое существование в физическом мире. Наша плоть жива благодаря присутствию внутри ее божественной части души человека, даже когда она, нешама, находится в состоянии сна. Но это не значит, что мы внутри своей сущности находимся в состоянии жизни. Спросите большинство людей с чем они себя ассоциируют и все это большинство ответит вам с тем, что они ощущают, а ощущает это большинство свою плоть с ее пятью органами чувств. Они не ощущают внутреннего в себе человека, а не ощущают потому что он находится в мертвом состоянии (душа разбита на две части). Мертвое не имеет чувств. Кроме этого уровень хая, характерен тем, что человек достигает вхождение в состояние царствующего Машиаха. В начале пути подъема нешама над нефеш, человек входит в состояние страдающего Машиаха. В этот период он переживает страдания, которые переживал Машиах страдающий. Но постепенно приподымаясь своей божественной частью души над животной частью души, проводя над последней исправления, человек переходит из состояния Машиаха страдающего в состояние Машиаха священнодействующего. Человеческая сущность начинает сначала работать как Мишкан, потом в нем начинают появляться желания по направлению к Творцу (он входит в Эрец Исраэль), дальше он уже становиться Микдашем. Человек входит внутри своей сущности в Машиаха первосвященника. И завершение данного состояния происходит, когда человек достигает полного подъема всей божественной части души человека во главу человеческой сущности. В этот момент человек обретает не просто жизнь, он обретает не просто еще одну часть души под названием хая, он начинает входить в состояние царствующего Машиаха. Это вхождение не происходит единым действием, подобно появлению хая в душе человека. Оно происходит постепенно, путем дальнейшего духовного развития уже ожившей души человека. Вот именно данное развитие и приводит к раскрытию пятой части души человека, которая называется йехида. Слово хая имеет гематрию 23, такая же гематрия у слова хут – нить. Достижение раскрытия в своей душе уровня хая, подобно приобретению нити, которая поможет человеку связаться со своим Создателем, а во-вторых прийти к связи с другими частями единой души.

ЙЕХИДА

Пятая часть души человека, самая наивысшая из всех частей человеческой сущности. Данная часть, во-первых, говорит о завершении вхождения человека в Машиаха. А во-вторых, это обозначает вхождение человека на уровне его духовной сущности (нефеш-руах-нешама-хая) в единую исправленную душу, в которой соберутся все души пройдя свой тикун (исправление). Это вхождение и характеризуется приобретением человеческой сущности пятой части под названием йехида. יחידה — йехида переводится как единственная, та единственная, одна, единая душа из которой вышла человеческая сущность и в которую она и возвращается, но уже в исправленном состоянии. Однокоренное слово со словом יחידה – йехида, אחיד – ахид, обозначает однородный. Человек становиться полностью единым с Машиахом, а через Него и с Творцом. Также слово יחידה – йехида имеет значение – законченная часть. Поэтому именно эта часть завершает путь подъема человека по 125 ступеням исправления. Она является последней ступенью, ступенью полного исправления и вхождения в единую душу, которая находится в Машиахе и через Него открывает нам доступ к Эйн Соф.

Пять уровней души человека - НаРаНХаЙ - Сергей Лемешаев
Пять уровней души человека - НаРаНХаЙ - Сергей Лемешаев
Пять уровней души человека - НаРаНХаЙ - Сергей Лемешаев

10.10.2020 г. Иссахар Лемешаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *