Познание физиологического, психологического и духовного устройства человека
Каждый человек, должен понимать себя, он должен познать себя во всех своих составляющих, начиная от тела, в которое он помещен и которое является неотъемлемой частью его в этом мире, он должен познать свой темперамент, его особенности и качества, свой характер, его положительные и отрицательные стороны и наконец, он должен познать истинную свою сущность, свою душу. Зачем нам познавать себя? А затем, что мы совершаем в жизни много ошибок, потому что не в состоянии управлять собой. А для того чтобы управлять собой, другими словами владеть собой, нам необходимо познать себя.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий משׂל собою лучше завоевателя города.
Мишлей (Притчи) 16:32
משׂל (машаль) имеет значение не только владеть, а также управлять, господствовать и начальствовать. Невозможно управлять собой, строить правильно свою жизнь, не познав себя. Незнание себя, своей внутренности приводит к тому, что мы не можем состояться в этой жизни, состояться как личности, состоятся как люди. Человек, совершая определенное действие, определенный поступок, часто даже не задается вопросом, почему он так поступил, или он оправдывает свое действие тем, что все так живут – это норма современной жизни. Мы должны познавать себя на уровне нашего духа, нашей души и нашего тела. Не зная особенности нашего физического организма, что ему полезно, а, что вредно мы не сможем за ним правильно ухаживать, а соответственно, от незнания, мы можем навредить сами себе.
Не понимая свой темперамент мы будем постоянно, сравнивая себя с другими людьми, думать, что мы хуже или лучше их. Не зная себя, мы не будем знать, что в нас хорошего, а, что плохого; действительно ли то, что мы считаем в себе положительным является по сути таковым или наоборот. Наша реакция на обстоятельства, на различные жизненные ситуации, на все внутренние и внешние раздражители, раскрывает часть нашей сущности, часть нас самих.
Поэтому познав себя, мы становимся способными увидеть себя со стороны и дать оценку себе, в тех или иных действиях, при этом осознав свои недостатки, которые теперь, когда их обнаружили и определили возможно изменить или, если их не возможно изменить, начать их контролировать и управлять ими. Иногда, например, человек вспыльчив и конечно из-за этого происходит много ссор, проблем и недопонимания, что приводит к дисбалансу отношений, разделению, вражде и даже к насилию. Но когда человек понимает, что он имеет такую черту характера, как вспыльчивость, он может начать ее контролировать и стараться не дать ей возможности проявить себя. Знание себя, повторюсь, дает нам возможность управлять собой, а когда человек может управлять собой, он способен владеть собой, что значит направлять себя, свою жизнь в правильном и истинном направлении. Цель познания себя – это управление собой, в особенности своим я проявляющимся через все составляющие части человека (духовную, душевную и физиологическую).
Если говорить о физиологическом строении человека, не углубляясь во все подробности, мы можем прийти к одному очень важному выводу, человек – это единый организм, в котором все его составляющие компоненты работают на поддержание полноценной, здоровой жизнедеятельности этого организма. Все это проявляется начиная с клеточного уровня и заканчивая на уровне различных систем устройства тела человека (пищеварительная, нервная, костная, мышечная и др.). В частности каждая система и ее составляющие эгоистичны, они нуждаются в помощи других систем, но получая от других они отдают на благо всего организма. Поэтому наша плоть, то материальное место где мы можем обитать в мире материи, является в определенной мере очень прекрасным примером настоящей и правильной взаимосвязи и взаимодействия человека в социуме, в обществе.
Человек часто воспринимает свое тело, как своего врага и постоянно борется с ним, пытаясь смирить его, издеваясь и мучая его различными способами. Но, что есть наша плоть – это всего лишь оболочка, это всего лишь одежда, за которой необходимо следить, чтобы она была чистой, чтобы она была накормленной, в необходимой мере для полноценной жизнедеятельности и не более, чтобы она была здоровой. Нам нужно наше тело, без него мы не можем существовать в этом мире и только от нас зависит его состояние. Оно всегда подчиненно человеку, его внутренней составляющей, его душе. Оно ни в чем не виновато, сам человек его формирует, его создает.
Человек, его внутренняя часть всегда находится выше своей плоти. Только внутреннее содержание определяет результат внешнего проявления. Человек формирует привычки своего тела, он определяет направления для развития своего тела. Наше тело не имеет самостоятельности, оно полностью подчинено нашей духовной части. И именно она определяет развитие той оболочки куда она помещается в процессе рождения.
Человеческая душа имеет две составляющие: совершенную (божественную часть) и греховную, несовершенную, то есть злое начало. Вот именно та часть, что в человеке главенствует и определяет развитие и наполнение человеческой плоти, вырабатывая в ней определенные свойства, привычки и результат. Плоть сама по себе не плохая и не хорошая, это определяет духовная составляющая человека. Просто когда человек развивается, растет духовно, его божественной части становится больше, то соответственно злого начала меньше, но оно по прежнему есть в нем, у него еще проявляются и дурные наклонности и различного рода грехи, несовершенные поступки. Со стороны это кажется, что это плоть, но она всего лишь лакмусовый листок на котором проявляются истинный состав, истинное содержание его внутренней невидимой сути. Если смотреть в корень, то борьба происходит между божественной частью души и злым началом, внутри человека, а наше тело принимает и отображает в физической жизни лишь то, что человек переживает внутри себя.
Поэтому познание человеком человека, как творение, в комплексе его составляющих, позволит нам правильно строить свою жизнь, при этом не нанося вреда окружающему нас миру. Мы сможем прийти к целостности и правильной взаимосвязи всех составляющих человека, обретя мир с самим собой и подойдя к осознанию истинного своего предназначения, что является еще одним из направлений в процессе под названием познание.
2008 г. Иссахар Лемешаев