Ханука — подъем через исправление
Еврейские праздники — зачем мы их празднуем? Потому что мы евреи, или есть еще на то причины? Существует много причин почему мы празднуем еврейские праздники, но если говорить в общем, то все еврейские праздники, являются не просто праздниками, они отображают нам сущность Самого Бога. Они говорят нам о Его намерениях, желаниях и Его сущности. Еврейские праздники раскрывают нам духовные принципы и законы, и являются нам напоминанием, во-первых, что Господь есть Бог, и нет иных богов на небе и земле, а во-вторых, что мы люди являемся огромной ценностью на этой земле, и нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь – человеческая душа. Они напоминают нам, постоянно о двух заповедях:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Бог запечатлел определенные события праздниками, чтобы нам людям, которым свойственно привыкать и забывать, всегда помнить о любви и милосердии Всевышнего и Его связи с нами. Первый зимний праздник – Ханука, тоже не просто память об определенных событиях, это не просто праздник света, это не просто праздник огней, это не просто победа, одержанная евреями, много лет назад, это не просто чудо – это послание и напоминание нам об определенных духовных принципах и законах, которые действенны, пока живо все наше мироздание. Что же раскрывает нам Ханука, о чем она нам говорит?
Во-первых – это праздник, когда была совершена победа над врагами, которые хотели увести народ Божий от правильного понимания, мировоззрения, хождения пред Всевышним и служения Ему. Как часто мы сталкиваемся в своей жизни с вещами, которые хотят нас увести от Творца. Эти враги могут быть как внешнии (обстоятельства, искушения, проблемы и даже люди), так и внутренние, то, что находится внутри нас, наше нереформированное понимание и мышление, вредные привычки, страхи и комплексы, неправильный образ жизни.
Ханука напоминает нам о том, что мы должны постоянно бороться со всеми нашими внешними, а особенно внутренними врагами, которые часто становятся причиной возникновения внешних. Путь жизни человека, на этой земле – это путь постоянного исправления, исправления своей внутренности, своей жизни в образ и подобие Всевышнего. Даже если мы падаем, даже если грех одолевает иногда нас, мы не должны остановиться в нашем исправлении. Идя путем исправления, борясь со всем тем, что встает у нас на пути, между нами и Творцом, мы исполняем волю Бога. И тогда Его благодать не напрасна, а наша вера – реальная, а не абстрактная. Восстание Маккавеев – это была победа, не только над греками-эллинистами, это была совершена победа внутри самого Израиля, победа над тем беззаконием и безбожием, которое царило в Израиле. Ханука учит нас и напоминает нам, чтобы мы стали и нисходили с пути нашего исправления.
Во-вторых Ханука, напоминает нам о важности тшува – раскаяния. Тшува – это не только раскаяние, это также обращение и возвращение, на истинный путь жизни и хождения перед Богом. В то время евреи не только избавились от внешних врагов, но путем раскаяния (тшува), они вернулись на истинный путь жизни. Мы должны всегда помнить о важности и силе этого дух. закона – раскаяния, которое помогает нам, в нашем исправлении. Бог всегда нас ждет в Своей обители, для нас у Него всегда есть выход (ответ, разрешение, избавление). У Него всегда приготовлено для нас чудо. Ханука говорит нам о том, что наша жизнь наполнена Божьими чудесами, даже если мы их и не замечаем. И о том, что у Всевышнего всегда есть для нас чудо. Ханука учит нас тому, что наше постоянное исправление (как внешнее, так и внутреннее), при помощи нашего самосовершенствования, образования и изменения, при помощи духовного закона – раскаяния, откроет в нашей жизни место для Божьего чуда.
2009 г. Лемешаев Сергей