Человек — светильник Всевышнего
Что есть человек – это можно понять поняв его предназначение. У всего на этой земле, в этом материальном мире есть своя цель. Все было создано с целью, все сотворенное предназначено для определенной цели. Предназначение имеет все, что включает в себя неживую природу, растительную, животную и в конце концов человека. Человек есть венец творения, он занимает наивысшую ступень, в сотворенном мире творений Творца. Весь мир взаимосвязан, и взаимосвязь заключается в общем предназначении творений в целом. Каждый уровень творений, неживой, растительный, животный и человек имеет на своем уровне свое предназначение, но при этом все они имеют одно единое предназначение, объединяющее их в единое целое. На вершине этой горы стоит человек, которому отведена главная роль в реализации общего плана предназначения всего творения Всевышнего. Но почему человек?
«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.»
Теhилим (Псалмы) 8:4-9
Странно, но почему в данном псалме, по отношению к человеку поставлен вопрос не «Кто?», а «Что?». Исходя из этого становится понятным, что имеется в виду какова цель и какое предназначение человека. Не кто есть человек по своей физиологии, а что он есть по своему предназначению. При этом дальше написано, что Ты посещаешь его. Что значит «посещаешь» — это значит раскрываешься ему, это значит приближаешь его к себе, это значит являешь ему явное свое присутствие. Теперь давайте рассмотрим, что же это за предназначение для всего творения. Всевышний создал мир, поместив в него человека и доверил ему управление над всем сотворенным Им. Бытие 2:15. Всевышний не просто создал человека и доверил ему власть, Он при этом поместил его в место где было раскрыто явно Его присутствие.
И человек должен был, в связи со всеми творениями, при их помощи, распространить, а правильнее раскрыть или создать условия для раскрытия Божьего присутствия, явного по всей земле. Человек должен был высвободить свет, исходящий от Божьего присутствия по всей земле и на все творения. Но почему человек? Чтобы это понять давайте опять вернемся к вопросу «Что есть человек?» и поймем его предназначение. Как мы говорили выше, человек занимает вершину горы Божьих творений. При этом он должен, во взаимосвязи с неживым, растительным и животным мирами раскрыть Божье присутствие и высвободить свет Творца, Его Шхину. В израильском народе, движущемся по направлению к Творцу, мы видим пример всего человечества, как мир должен существовать и исполнять свое предназначение.
В Израиле центральным местом, главным местом, можно сказать сердцем всего народа был храм. Место где раскрывалось и постоянно пребывало Божье присутствие. Это была дверь или канал через который Всевышний раскрывал Свой свет для всего народа. Храм – это был источник, который питал духовной пищей весь народ. Храм – это было место раскрытой, в нашем физическом мире, Славы Божьей. В храме совершалось священнодействие, через которое свет Творца высвобождался в народ Израиля, поглощая собою всякую тьму. В нем находился ковчег завета, жертвенники, стол приношений и светильник. Ковчег завета – это место хранения каменных скрижалей, жезла Аарона и манн. На жертвенниках приносили жертвы, стол тоже имел свое предназначение, на нем хранилась посуда. А вот светильник (менора), в те времена (времена скинии и храма), это был такой единственный светильник и какое же его предназначение?
«И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.»
Книга пророка Захарии (Захария) 4:1-6
Пророку Захарии ангел показал видение, в котором он видел светильник (менору). Он не понял, что это значит и ангел дал ему ответ: «не воинством и силой, но Духом Моим». Это доказательство того, что менора олицетворяет собой Божественный Дух, Дух Святой.
«и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;»
Книга пророка Йешаяhу (Исайи) 11:2
В Исаия 11:2 нам раскрывается качества Духа Господнего, что все вместе символизирует, семисвечник. Основа – ствол – это Дух Господень, а его ответвления – это дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух виденья и благочестия. Мы не буден углубляться в подробное описание каждого качества, а сделаем вывод, что менора (светильник) в скинии и храме, символизировала, Божий Дух, Его явное и раскрытое присутствие. Когда она зажигалась свет озарял все вокруг, свет освещал всякую тьму. И это был не просто свет физический, это был свет исходящий от раскрытия присутствия Всевышнего.
Теперь давайте вернемся к человеку. В библии написано, что человек есть храм Б-га живого. И реальная, настоящая, истинная работа этого храма в его предназначении и есть предназначение самого человека. Человек должен понять это, что он есть храм в котором хочет обитать Б-г и, что он должен сделать все, чтобы этот храм исполнял сои функции. Для это в нем должны пребывать все составляющие Иерусалимского храма. В человеке должны быть и ковчег завета, со скрижалями, что значит он должен быть носителем Божьих заповедей. В человеке, как в храме должны быть жертвенники, что значит он должен приносить жертвы, как физические (милосердие-цдака), так и духовные (молитвы). И в нем должен быть светильник (менора), что значит в нем должно обитать явное, раскрытое присутствие Творца.
И тогда, при наличие всех составляющих, храм будет выполнять свое предназначение. А когда человек, как храм будет исполнять свое предназначение, то он будет влиять с позиции света, на неживой, растительный и животный миры, освящая их, а они будут присоединяться в помощь человеку. И тогда все творения, будут в совокупности, едино исполнять свое предназначение. Но если в храме чего-то не хватает, этот храм неполноценный. Жертвы, о которых мы говорили выше, — это уже внешнее проявление и воздействие, действия внутри храма. Где каждая вещь выполняет особую функцию. Но менора отображает, среди них, ключевую. Менора олицетворяет Дух Божий. Она выполняет определенные функции.
Во-первых, она является соединительным звеном, между ковчегом завета (находящимся во святая святых) и между жертвенниками. То присутствие Всевышнего, которое раскрыто над ковчегом завета и сокрыто во святая святых, раскрывается через свет меноры и освящает жертвы приносимые на жертвенниках. Что это означает? А то, что Дух Божий раскрывает нам Слово Божье (Библию), одухотворяя и освящая наши добрые дела, наши молитвы, наше милосердие. Он наполняет нас и все вокруг нас, Своим светом. Во-вторых, без этого света буква не оживает, а остается буквой. Другими словами, если менора не горит в храме, то слово (скрижали) остается безжизненным. А, что значит горит менора, если менора всего лишь светильник? Чтобы она горела необходима еще одна составляющая – это свеча.
«אָדָם (адам) נְשָׂמָה (нешама) יהוה (hа-Шем) נֵר (нэр)»
Мишлей (Притчи) 20:27
«Светильник Господень — дух человека,…» , так перевели этот стих в синодальном переводе Библии, но если переводить дословно, то «Нэр hа-Шем нешама адам,…» — это «Свеча Всевышнего – это душа человека». Свеча – это божественная часть, человеческой души. Когда соединяются воедино Дух Божий (менора) и человеческая душа (свеча), тогда и происходит зажжение светильника в храме, под названием человек. И только после этого зажжения (соединения скрытого присутствия Творца и человека, его внутренней составляющей (божественной части души)) и происходит истинное служение. В чем это заключается? В том, что главная задача в предназначении человека – это явить свет, свет который поглотит всю тьму, осветит все и везде.
Огонь (эш на иврите), имеет несколько граней, с одной стороны он имеет пожирающую все уничтожающую силу, а с другой он при правильном его использовании несет свет, освещая тьму. Получается, что в нем заложено несколько возможностей, несколько потенциалов и реализация этих потенциалов зависит от правильности его использования. Человек (иш на иврите) и огонь (эш на иврите) пишутся одинаково в иврите, что говорит, во-первых о их схожести в свойствах и возможностях (они могут и созидать и разрушать), а во-вторых это говорит о том, что человек и есть огонь, в аллегорическом смысле. Исходя из этого мы можем прийти к определенному выводу, что человек есть свеча, или другими словами огонь, и пока он жив в материальном мире, этот огонь горит постоянно. Сама жизнь человека – это пламя горящее не прекращаясь.
И вот так очень часто или постоянно отображается вторая, негативная, разрушающая сторона огня, и только когда мы поднимаем огонь на светильник (когда человек, через познание, просвещение и исправление, соединяется с Всевышним), тогда огонь, пламя уже несет не разрушение, а освещение. Так происходит и в жизнях людей, если человек не идет путем Всевышнего, он является неуправляемым огнем, разрушающим все на своем пути, если человек старается ходить перед Б-гом и жить с Ним, он является огнем освещающим все в своей жизни и на своем жизненном пути. Служение начинается только после соединения с Творцом, не соединившись с Творцом не происходит истинное служение, это не служение, а своеволие, которое пожирает, а не освещает. Когда человек соединяется с Творцом – это происходит соединение свечи и светильника(меноры).
13.12.2015 г. Лемешаев Сергей