Статьи

Сначала Закон, а потом Его присутствие

Если мы внимательно читаем Тору, то нам открывается очень интересный духовный закон. Закон явления и раскрытия Б-жьего присутствия в жизни людей. В Мишне в трактате Пиркей Авот говорится, что когда один человек изучает Тору, Шхина приходит на него, но не задерживаясь благословляет его и покидает. Но когда десять человек и более собраны во имя Его и изучают Тору, Его Шхина приходит и остается с ними, начинает обитать в них и среди них.

«Раби Халафта бен Доса из Кфар Ханаъи говорит: «Когда десять человек сидят и занимаются Торой, Шехина пребывает меж ними, как сказано (Теилим 82:11): «Б-г стоит в общине Б-жьей». А откуда следует, что если даже пятеро? Ибо сказано (Амос 9:6): «И союз Свой на земле основал Он». А если трое? Тоже. Ибо сказано (Теилим 82:1): «…среди судей творит суд». Даже если их двое, ибо сказано (Малахи 3:16): «Тогда боящиеся Б-га говорили друг с другом, и внял им Превечный и услышал». А откуда следует, что даже если один (изучает Тору)? – Сказано (Шмот 20:21): «В каждое место, где упомянешь имя Мое, Я приду и благословлю тебя».»

Комментаторы указывают на различие в степени Б-жественного присутствия – Шехины – среди занимающихся изучением Торы. А именно: к одиноким Шехина приходит, благословляет их, и, не задерживаясь, покидает их. С изучающими Тору вдвоем Шехина остается дольше – она «внемлет и прислушивается». К занятиям троих Шехина присоединяется и вместе с ними «творит суд» (это тоже что изучать Тору). С пятерыми Шехина вступает в союз – «союз Свой… основал Он». А среди десятерых (и больше), изучающих Тору совместно, — «стоит», т.е. пребывает постоянно.

Мишна. Незикин. Пиркей Авот 3:7

Что же необходимо чтобы Его явленное и раскрытое присутствие, не просто приходило в нашу жизнь и уходило, а пребывало постоянно. Нет конечно не количество людей, хотя этот фактор имеет значение и далеко не последнее, но об этом мы поговорим позже. Вот тут то нам и раскрывается один духовный закон, который даст человеку возможность, другими словами поможет ему стать тем, в ком сможет поселиться присутствие Всевышнего. Вернемся к истории исхода еврейского народа из Египта. Посмотрев внимательно на до египетскую историю образования еврейского народа, на историю египетского плена, мы видим, что присутствие Всевышнего не обитало постоянно с ними. Оно иногда сходило на определенных людей, оно иногда открывалось определенным людям, но не оставалось на постоянно. Даже Моше приходилось удалятся на гору и ожидать явления и раскрытия Его присутствия. Но что изменилось за время пути евреев из Египта, что Всевышний решил обитать, Своим присутствием в народе? А то, что прежде чем Всевышний стал обитать среди людей или в жизни человека, Он дал евреям – Тору.

Он дал людям свод правил и законов, Он дал людям заповеди, исполнение которых, во-первых, создает необходимые условия для пребывания раскрытого присутствия Всевышнего, а во-вторых, соединяет физическое с духовным, раскрывая присутствие Всевышнего на этой земле. И тогда Всевышний приходит в жизнь таких людей и начинает обитать в их жизни, принося Свои благословения. И никак иначе, сначала заповеди, а потом Его присутствие, обитающее постоянно с человеком. Другого пути нет, все остальное обман. Если человек не исполняет заповеди Всевышнего, Всевышний не может постоянно пребывать Своим раскрытым и явным присутствием в его жизни. Он может посещать человека, но постоянно пребывать с ним Он не может. В этом заключается Его воля, что через познание Его слова и исполнения его заповедей, Его воли, приходит раскрытие Его присутствия в жизни человека, раскрытие, которое перерастает в постоянное пребывание присутствия Всевышнего в жизни человека. Всевышний дал людям условия: «примите Мои законы и повеления и Я буду обитать среди вас и благословлю вас и потомков ваших». Принятие Торы на горе Синай, было принятием всех людей в общем и каждого человека индивидуально. Каждый решает это сам хочет ли он жить с Всевышним или нет.

Когда человек начинает исполнять заповеди Всевышнего, он постепенно входит в союз с Ним, он постепенно входит в завет с Ним, где его часть завета – это жить по Слову Б-жьему, а часть Всевышнего, обитать пребывать в жизни такого человека. Люди часто этого не понимают, очень часто можно услышать такое высказывание: «мы живем не по закону, а по благодати». Но благодать раскрывается только через исполнение закона (заповедей). Она не приходит на пустое место, она не приходит туда где царит хаос и беззакония.

Одно из значений Торы раскрывается от однокоренного с ним слова «ораа» — инструкция. Можно сказать, что одна из граней предназначения Торы – это дать людям инструкцию, которая поможет им подняться, совершить свою алию, сделать свою жизнь, жизнью восхождения от материального к духовному. Невозможно совершить подъем находясь уже на верху. Человек должен спуститься в самый низ для того чтобы подняться на самый верх. Восхождение происходит снизу вверх. Но это не значит, что человек должен опуститься морально и нравственно, растворившись полностью в беззакониях. Сама жизнь человека, а точнее физическое рождение человека – это и есть его снисхождение. Рождение человека в материальном мире, облачение его в материю – это и есть начало его жизненного пути, пути возвышения от материального к духовному. Но человек начинает свой путь, можно сказать с полного нуля. Он как чистый холст, на котором художник начинает создавать свое произведение. Поэтому человеку необходимо понимать, что есть правильный жизненный его путь. А как это понять, ведь в мире столько пониманий, столько мнений, столько виденей, огромная масса человеческих умозрений, философий, мировоззрений. Все это влияет на формирование человека, а соответственно и на его жизненный путь, по которому он будет идти по жизни. Множество факторов влияют на этот путь. Но мы должны понимать, что в этой жизни нет множества истинных путей, этот путь только один. И возможность понять этот путь, возможность понять, как следовать по этому пути сокрыто в воле того, кто создал этот мир, в воле того, кто сотворил человека и опустил его в этот материальный мир. В Талмуде написано, что в рождении человека участвуют трое – муж, жена и Б-г. Мужчина и женщина сотворяют материальную составляющую человека, они сотворяют человеческую плоть, а Всевышний, в свою очередь одухотворяет эту плоть, помещая в нее духовную составляющую человека – его душу (Берешит 2). Поэтому сам Всевышний помещает человека в мир материи, при этом совершается максимальное отдаление человека от своего Создателя. Но без этого невозможно и восхождение, которое человек должен совершить. Для этого по сути дана жизнь, дано рождение в физическом мире. Человек есть уникальное, по своей сути, творение Всевышнего, человек есть сочетание духовного и материального в одном лице и при этом творение (единственное из всего сотворенного) имеющее свободу выбора.

Человек может совершить свое восхождение из мира материального в мир духовный (к своему источнику — Всевышнему), при этом находясь в материальном мире. Человек может наполнить этот мир духовностью, святостью, сделав его обителью Всевышнего (раскрыв Его присутствие в мире материи). Но как? Ведь человек рождается, приходит в этот материальный мир беспомощным, на его формирование влияет все, что его окружает: люди, среда обитания, постоянный поток информации. Весь мир имеет влияние на человека и благодаря тому же человеку, влияние зачастую, негативное, искаженное, отдаленное от истины. Весь мир и все материальное из-за неправильного его восприятия направляет человека на путь эгоистического удовлетворения своих материальных, а зачастую греховных потребностей, при этом формируя человека одержимого удовлетворением видимого – своей материальной части или своей животной части души. А все почему? Потому что человек не знает, что по-настоящему он должен делать со своей жизнью, в своей жизни. Какова вообще цель его жизни? Но это знает тот кто сотворил человека.

У всякого творения есть цель его сотворения. Например человек сделал телевизор, сотворил его с определенной целью – быть источником, а вернее каналом передачи и распространения информации. Но другой человек не знающий его предназначения и не знающий, как им пользоваться, будет использовать его не по назначению, в соответствии со своим пониманием и знанием. Например, как подставку под что-то, при этом телевизор не будет исполнять своего предназначения и не будет достигнута цель от его сотворения. Так и человек получая жизнь, приходя в этот материальный мир, не знает, что ему делать со своей жизнью. Для этого Всевышний и дал людям ораа (инструкцию) – Библию, чтобы человек изучив ее, понял цель своего рождения, для чего ему дана жизнь, и изучая ее постоянно смог достигнуть этой цели, путем правильного использования той жизни, которую ему подарил Всевышний. Другого пути нет, все другие пути или инструкции. Есть плоды самих людей ограниченных в своем понимании и мировоззрении. Только Творец знает истинное предназначение человеческого рождения и его жизни в материальном мире и только Он знает, как правильно и каким путем человек может совершить свою алию, взойти к своему Творцу, при этом подняв и мир физический, со всеми его составляющими. Поэтому Всевышний и не может пребывать с человеком, а если быть точнее, правильнее будет сказать, человек не может пребывать постоянно в присутствии Всевышнего.

Только путем заповедей, можно сказать механизмов, приводящих к тому, что дверь в обители Всевышнего открывается, человек может войти туда. При этом человек должен понимать, что одного механического выполнения не достаточно, так как мы выше уже говорили, что человек есть совокупность, состоящая из духовной части, помещенной в часть материальную. Конечно путь восхождения зачастую начинается с материального, но должен перерасти в духовное. Восхождение должно начаться с того, что внешняя составляющая человека начинает вести его внутреннюю, и постепенно перерастает в состояние когда внутренняя составляющая человека ведет за собой внешнюю. Всевышний смотрит не на внешнее, а на внутреннее, а точнее смотря на внешнее, Он смотрит на то, что за ним стоит, скрытую внутреннюю составляющую. Поэтому исполнение заповедей должно исходить изнутри человека, из его сердца. Что значит изнутри? Например можно любить человека (делами видимо), при этом внутри его ненавидеть, или иметь какие-то корыстные, эгоистические мотивы по отношению к нему (например человек богатый и мотив может быть получить часть его богатства). Но можно любить человека видимо, при этом внутри искренне желая ему добра или сострадая ему, или желая ему помочь, отдать, а не получить от него, часть себя, своего времени, знаний, материальных вещей. И то и другое видимо показывает на то, что заповедь «возлюби ближнего своего» исполняется, но Всевышний смотрит не на видимое только. Он смотрит, оценивает совокупность происходящего при этом, что несет в себе совокупность этого процесса (внешнего его проявления и внутреннего основания). Понятно, что первое приведет к тому, что такая любовь принесет результат ее истинных, скрытых мотивов, далеко не положительных для человека к которому она направлена, да и к тому, кто ее излучает. Первый может разочароваться в любви второго, а второй не исполнит по настоящему мицву (заповедь), не откроет дверь в присутствие Творца и не сможет пребывать, обитать в Нем. Такая любовь эгоистична и несет разделение и разрушение. Во втором случае все наоборот, оба получают, так как происходит истинное исполнение мицвы. Первый получая любовь, получает истинное понимание любви, помощь и т.д., а второй исполняет заповедь и входит в обители Всевышнего и пребывать с Ним. Конечно зачастую все начинается как в первом случае, но все это должно перерасти в историю второго случая. От материального к духовному. И только когда оно войдет в этап духовного, когда человек исполняя мицву, человек исполняет ее и своей духовной составляющей, через свою материальную часть, тогда Всевышний начинает пребывать в жизни такого человека, своим явным, раскрытым присутствием. Поэтому сначала закон, а потом Его присутствие в жизни человека. Именно через закон (Тору и заповеди заключенные в ней) человек изменяет свои свойства в подобия свойств Всевышнего, тем самым соединяясь с Ним, а соединяясь с Ним, Всевышний начинает обитать своим присутствием в жизни такого человека.

Раскрытие Всевышнего в народе, Его явное пребывание среди народа, возможно только когда народ начнет жить по Его законам и заповедям. Когда народ (нация) начнет соблюдать Его законы, Он будет обитать в таком народе. Конечно в общем это очень тяжело достигнуть, но если начать с малого, то это возможно и досягаемо. Необходимо начать с самого себя, потом семьи, общины…

Заповедь (мицва) – имеет определенное значение и это значение имеет две составляющие, во-первых мицва имеет значение как повеление, это повеление Всевышнего, явление Его воли, здесь на земле, в материальном мире, для людей, для их же блага. Исполняя заповеди человек исполняет волю Творца. Во-вторых мицва – это связь. Что это означает для человека? А то, что исполняя заповеди Всевышнего, человек исполняет Его волю, а исполняя Его волю, он же человек соединяется с Творцом, происходит соитие двух частей, образуя одну единую часть, при этом и происходит связь, соединение и не просто единоразовое, а по мере постоянного исполнения заповедей Всевышнего, эта связь становится постоянной, всеобъемлющей и затрагивающей все аспекты жизни человека.    

16.02.2013 г. Сергей Лемешаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *